Сампсониевский собор представляет собой архитектурный комплекс (собор - колокольня - часовня), отличающийся от других культовых сооружений города характерной чертой - смешением допетровских форм и элементов архитектуры раннего Петербурга. В целом исследователи относят его облик к "анненскому барокко", однако завершение колокольни граненым шатром с окошками - "слухами", является единственным случаем в Петербурге, но типичным для зодчества XVI - XVIII вв. Москвы, Ярославля, Соликамска и других русских городов.
Это одно из старейших зданий города. Он воздвигнут на месте деревянной церкви, построенной в честь победы под Полтавой, одержанной 27 июня 1709 г. - в день св. Сампсония.
Очень коротко и то, что заинтересовало об удивительном главном иконостасе.
Это о нем А.П. Аплаксин с восхищением писал, что скромному собору выпала высокая честь быть хранилищем одного из величайших произведений искусства. Архитектурная ценность этого иконостаса сравнима с известными произведениями русского зодчества: иконостасами Успенского собора в Москве, новгородского собора св. Софии и собора Псковского Детинца.
Креповка карнизов второго яруса решена в виде балдахина над Царскими вратами. Балдахин завершается подобием купола, образованного поддерживающими корону четырьмя волютами. По обе стороны от купола - два Ангела с атрибутами Голгофы - копьем и губкой. Они являются центром композиции, которая аллегорически подготавливает к страданиям Господа. В третьем ярусе слева Ангелы несут лестницу и гвозди для Распятия, справа - молоток, гвозди и инструменты. Завершается композиция Ангелами, устанавливающими крест.
Композиционное решение центральной части главного иконостаса необычно для Православной Церкви. Канонически страдания Иисуса Христа должны быть представлены только в иконах пятого яруса.
Всего на иконостасе размещаются 56 золоченых скульптур и 42 золоченые резные рамы (киоты) для икон, каждая из которых имеет свой неповторимый орнамент и является самостоятельным произведением искусства.
К сведению, самой же себя.
В иконе "Богоматерь с младенцем" Божия Матерь изображается с короной. В католическом вероисповедании коронование Богоматери - особый праздник, которого нет в Русской Православной Церкви. В России эта иконография получила распространение в середине XVIII в., как бы узаконив тем самым коронования на российском престоле императриц (что было определенным отступлением от закона о престолонаследии). Этот образ был заменен во время ремонта 1763 г., который проводил купец Лапшин-Грязновский. Он же заказал неизвестному художнику настенную роспись "Петр I объявляет о победе под Полтавой", на которой император изображен молодым. Возможно, что иконой коронованной Богоматери и молодым Петром Алексеевичем купец Лапшин-Грязновский хотел угодить только что взошедшей на престол императрице Екатерине II.
Для заинтересовавшихся - вот тут isaac.spb.ru/sampsonievsky/inside/iconstand и тут isaac.spb.ru/sampsonievsky/inside/full подробно все расписано и оттуда же взято мной.
Да и фото, так же из сети.
Автор: kishimeka
Это одно из старейших зданий города. Он воздвигнут на месте деревянной церкви, построенной в честь победы под Полтавой, одержанной 27 июня 1709 г. - в день св. Сампсония.

Очень коротко и то, что заинтересовало об удивительном главном иконостасе.

Это о нем А.П. Аплаксин с восхищением писал, что скромному собору выпала высокая честь быть хранилищем одного из величайших произведений искусства. Архитектурная ценность этого иконостаса сравнима с известными произведениями русского зодчества: иконостасами Успенского собора в Москве, новгородского собора св. Софии и собора Псковского Детинца.
Креповка карнизов второго яруса решена в виде балдахина над Царскими вратами. Балдахин завершается подобием купола, образованного поддерживающими корону четырьмя волютами. По обе стороны от купола - два Ангела с атрибутами Голгофы - копьем и губкой. Они являются центром композиции, которая аллегорически подготавливает к страданиям Господа. В третьем ярусе слева Ангелы несут лестницу и гвозди для Распятия, справа - молоток, гвозди и инструменты. Завершается композиция Ангелами, устанавливающими крест.
Композиционное решение центральной части главного иконостаса необычно для Православной Церкви. Канонически страдания Иисуса Христа должны быть представлены только в иконах пятого яруса.
Всего на иконостасе размещаются 56 золоченых скульптур и 42 золоченые резные рамы (киоты) для икон, каждая из которых имеет свой неповторимый орнамент и является самостоятельным произведением искусства.
К сведению, самой же себя.
В иконе "Богоматерь с младенцем" Божия Матерь изображается с короной. В католическом вероисповедании коронование Богоматери - особый праздник, которого нет в Русской Православной Церкви. В России эта иконография получила распространение в середине XVIII в., как бы узаконив тем самым коронования на российском престоле императриц (что было определенным отступлением от закона о престолонаследии). Этот образ был заменен во время ремонта 1763 г., который проводил купец Лапшин-Грязновский. Он же заказал неизвестному художнику настенную роспись "Петр I объявляет о победе под Полтавой", на которой император изображен молодым. Возможно, что иконой коронованной Богоматери и молодым Петром Алексеевичем купец Лапшин-Грязновский хотел угодить только что взошедшей на престол императрице Екатерине II.
Для заинтересовавшихся - вот тут isaac.spb.ru/sampsonievsky/inside/iconstand и тут isaac.spb.ru/sampsonievsky/inside/full подробно все расписано и оттуда же взято мной.
Да и фото, так же из сети.
Автор: kishimeka
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.