Прогулки по Москве: невероятные тайны столичных домов - Электронный журнал «Женщина Москва»

Сергей Селихов «Особняк Якунчиковой» Каждые пятнадцать лет с начала двадцатого века москвичи наблюдают, как меняется облик Москвы. Они рождаются в одном городе, идут в институт в другом, переживают кризис среднего возраста в третьем, на пенсию выходят в четвертом, в пятом умирают. Памятник в Москве - больше чем памятник. Его судьба - это судьба каждого москвича...

И вот в начале двадцать первого века те же процессы вымывания культурного слоя городской среды начались в Петербурге… В этом разделе будут размещаться очерки о самых разнообразных архитектурных памятниках Москвы и Петербурга, наиболее характерных и поэтому важных для ценителей архитектуры.


Архитектурные фотоочерки авторов журнала "Женщина Москва" о самых примечательных домах Москвы и Петербурга

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Регистрация.

Поиск:


Система Orphus


Прогулки по Москве: невероятные тайны столичных домов

11.10.2009

Особняк Г.А.Палибина (1818) на Плющихе
Особняк Г.А.Палибина (1818) на Плющихе

Дом-музей М. Ю. Лермонтова ул. Малая Молчановка
Дом-музей М. Ю. Лермонтова ул. Малая Молчановка

Дом в Калошином переулке
Дом в Калошином переулке

Голосов овраг, музей Коломенское
Голосов овраг, музей Коломенское

Погодинская изба
Погодинская изба (дом профессора МГУ М.П.Погодина на Девичьем поле)

Каждый город, чья история насчитывает несколько столетий, неизбежно таит в себе множество загадок и тайн, и Москва не исключение. Несмотря на пожар 1812 года, огонь революции и широкомасштабные градостроительные деяния большевиков, а также тотальную реконструкцию последних десятилетий, в столице еще сохранились потаенные уголки, способные рассказать внимательным наблюдателям множество самых невероятных секретов.

Экскурсия в древлехранилище

Пожалуй, одна из самых удивительных и неожиданных краеведческих находок, которую на улицах шумного мегаполиса сегодня может сделать москвич, – это чудом уцелевшие объекты деревянного зодчества. Если 230 лет назад в Москве насчитывалось порядка 7600 деревянных «обывательских дворов» и около 24 тысяч (!) «обывательских покоев», то в нынешнем многомиллионном мегаполисе осталось всего около 150 памятников деревянной архитектуры. Особую категорию составляют деревянные дома-музеи – Лермонтова, Островского, Толстого и Есенина, – которые, естественно, охраняются государством.

Еще одна очень известная деревянная постройка Москвы – это Погодинская изба, расположенная на одноименной улице, недалеко от станции метро «Спортивная». Дом сложен из добротных бревен, накрыт двускатной крышей, украшенной деревянным резным кружевом, имеет окна в узорных наличниках, светелку в мезонине и эффектное крыльцо на столбах. Изба была оригинальным подарком крупного русского предпринимателя чтимому им историку, знатоку и собирателю русских древностей Михаилу Петровичу Погодину, у которого здесь, на Девичьем поле, была усадьба. К сожалению, Погодинская изба – это все, что осталось от большого усадебного ансамбля, главный дом которого был разрушен в 1941 году при налете на Москву немецкой авиации. Построенная архитектором Н.В. Никитиным в 1856 году изба (или, как ее называли, «Древлехранилище») была возведена по всем правилам деревянного русского зодчества. Здесь очень любили собираться писатели и актеры, часто устраивались литературные чтения и домашние спектакли. В Погодинской избе не раз бывали Самарин, Хомяков, Аксаков, Лермонтов, Гоголь, Островский. Кстати, до сих пор существует поверье, что строение обладает сильной положительной энергетикой и дарит людям здоровье и бодрое настроение на долгое время. Возможно, именно поэтому некоторые прохожие считают обязательным не только полюбоваться шедевром деревянного зодчества, но и, проходя мимо, легонько к нему прикоснуться.

Сокровища под обоями

Еще один прелюбопытнейший деревянный домик можно обнаружить в Калошином переулке – выкрашенный в розовый цвет и украшенный деревянными медальонами, резными карнизами и большими окнами, он поражает своим изяществом и неординарной архитектурой. Этот особняк в 1850-е годы для себя построил архитектор Михаил Лопыревский, работавший на строительстве Оружейной палаты и Конюшенного корпуса в Кремле, а также состоявший в Комитете по построению храма Христа Спасителя. По слухам, этот зодчий был внебрачным сыном князя Голицына, впрочем, своего высокого положения он добился исключительно благодаря своему таланту. И его собственный дом – лучшее тому подтверждение.

Продуманная планировка небольшого снаружи, но довольно просторного внутри особняка подтверждает высказывание зодчего о том, что «здание составляется не фасадою, но планом, от которого зависят фасада и разрез». После кончины Лопыревского дом переоборудовали в родильный приют, а после революции в нем еще долгое время располагались медицинские учреждения. Постепенно дом старел и начал заметно подгнивать – лишь в 1993 году особняк получил статус памятника архитектуры, а в 1997 началась его тщательная реставрация. Своим «врачевателям» дом подарил несколько очень интересных открытий. В частности, под 12 слоями обоев были обнаружены авторские обои – эскизы самого Лопыревского в натуральную величину. А за поздней обшивкой оказались деревянные панно с уникальной темперной росписью в стиле арабесок на потолке, балках-перекрытиях, дверях и косяках. Всего было расчищено более тысячи фрагментов и дверь с расписными полотнами!

Машина времени и прочие чудеса

За положительной энергетикой знающие москвичи ходят в музей-заповедник «Коломенское». И хотя там объектов деревянного зодчества тоже хватает, предметом паломничества знатоков становятся не они, а… Голосов овраг. Да-да, Коломенское – это не только ярмарка меда и всемирно известная Церковь Вознесения, оно таит в себе и много других открытий. Голосов овраг пролегает с запада на восток вдоль проспекта Андропова и разделяет территорию музея-заповедника на две почти равные части. Одна из них – каноническая, множество раз сфотографированная и растиражированная, вторая – куда более дикая и загадочная, с заброшенным яблоневым садом, кладбищем и огромными валунами.

По дну оврага протекает небольшой ручей, образованный родниками. Легенда гласит, что эти родники есть не что иное, как следы коня самого Георгия Победоносца, когда-то лихо промчавшегося здесь с вестью о победе над змием. Вода в этом ручье обладает живительной силой – она всегда

очень холодная, но при этом источник никогда не замерзает, и этому факту ученые до сих пор не могут найти внятного объяснения. На краю оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (кстати, одна из легенд гласит, что в подземных тайниках именно этого храма хранится Библиотека Ивана Грозного), а на самом его дне есть два древних валуна – Девичий (Девин) камень и Гусь-камень.

Считается, что когда-то они имели сакральное значение, впрочем, вокруг них и сегодня нередко проводятся неоязыческие церемонии. А еще с валунами связана одна древняя история: в 1805 году двое крестьян ночью отправились из деревни Дьяково в деревню Садовники (обе находились на территории современного Коломенского) через овраг и попали в зеленоватый туман, присели отдохнуть на Девин камень и… вышли из оврага только через 21 год. Могут ли валуны и сегодня останавливать время столь надолго, никому достоверно не известно, но то, что они способны заряжать бодростью и здоровьем, вполне доказанный факт, и убедиться в этом при желании может каждый посетитель Коломенского.

Текст: Глеб Перов  |  Фото: photos.streamphoto, retromoscow.ru, onfoot.ru.
Источник: Собственник



Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.
Наверх