«Царицыно» без всякой мистики - Электронный журнал «Женщина Москва»

Сергей Селихов «Особняк Якунчиковой» Каждые пятнадцать лет с начала двадцатого века москвичи наблюдают, как меняется облик Москвы. Они рождаются в одном городе, идут в институт в другом, переживают кризис среднего возраста в третьем, на пенсию выходят в четвертом, в пятом умирают. Памятник в Москве - больше чем памятник. Его судьба - это судьба каждого москвича...

И вот в начале двадцать первого века те же процессы вымывания культурного слоя городской среды начались в Петербурге… В этом разделе будут размещаться очерки о самых разнообразных архитектурных памятниках Москвы и Петербурга, наиболее характерных и поэтому важных для ценителей архитектуры.


Архитектурные фотоочерки авторов журнала "Женщина Москва" о самых примечательных домах Москвы и Петербурга

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Регистрация.

Поиск:


Система Orphus


«Царицыно» без всякой мистики

08.10.2007

У главного входа
У главного входа

Царицынский пруд
Царицынский пруд

Большой фонтан
Большой фонтан

Церковь во имя Иконы Божией Матери
Церковь во имя Иконы Божией Матери

Третий Кавалерский корпус
Третий Кавалерский корпус

Второй Кавалерский корпус
Второй Кавалерский корпус

Ворота Большого дворца
Ворота Большого дворца

Большой дворец и Хлебный дом
Большой дворец и Хлебный дом

Фигурные (Виноградные) ворота
Фигурные (Виноградные) ворота

Большой мост через овраг
Большой мост через овраг

«Царицыно» без всякой мистики

«Самый знаменитый долгострой в России» – фраза, которую обычно применяли ради красного словца к «Царицыно», ныне Государственному музею-заповеднику, а особенно к его главному объекту, Большому дворцу, – уже неактуальна. В двухсотлетней истории строительства, кажется, можно поставить точку.

Над «Царицыно» всегда витал ореол некого мистицизма. Как же,  усадьба, задуманная Екатериной II для летней резиденции, два с лишним столетия так и не была достроена!  

Хотя начало истории этой местности вполне прозаическое и уходит своими истоками в X–XI века, когда на территории будущего заповедника жили вятичи. До сих пор  в парке можно увидеть их захоронения – курганы.

Место, где затем вырастут величественные дворцы, называлось   «Черная Грязь». Первые упоминания о поселении встречаются в Писцовых книгах 1589 года. История усадьбы «Черная грязь» начинается с 26 января 1633 года,  когда хозяином  земли стал боярин Лукьян Степанович Стрешнев.  После Стрешневых усадьбой владели Голицыны, их родственники. А в 1712 году по именному указу Петра I  Черную Грязь получил  бывший молдавский господарь Дмитрий Константинович Кантемир. У представителей перечисленных фамилий в жизни не обходилось и без трагических моментов. Вот тогда и стали поговаривать, что с этим местом не все в порядке, особенно когда екатерининская усадьба  превратилась в долгострой.  Или недострой.

Строительство загородной усадьбы  началось в 1786 году по проекту архитектора Василия Баженова. Причем проект был лично одобрен государыней. Когда многое было уже готово, Екатерина неожиданно решила отказаться от услуг Баженова и перепоручила строительство Казакову. (Обычно современные рассказчики этой истории вновь заговаривают о мистике). Большой дворец, уже построенный, был уничтожен, и на его месте начали возводить новое здание. Однако приключения усадьбы на этом не закончились. После смерти Екатерины II император Павел I заявил: «В селе Царицыно никаких строений не производить».

В конце  XIX – начале XX века «Царицыно» было популярным дачным местом. Сюда приезжали Леонид Андреев, Иван Бунин, Андрей Белый, Михаил Врубель, Федор Шаляпин и другие знаменитости.

После Октябрьской революции что только не размещалось в бывшей усадьбе! И Совет крестьянских и народных депутатов, и Царицынский историко-художественный краеведческий музей, и кинотеатр, и даже – в Хлебном доме – коммунальные квартиры, которые существовали до 1970-х годов. В 1982 году в Царицыно создается  Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. А в 1993 году принимается решение об основании здесь Государственного музея-заповедника.  

Реставрационные работы усадьбы начали проводить еще в 20-х годах прошлого века и в конце 60-х годов… С 1987 по 2001 год завершилась реставрация всех чудом уцелевших построек Баженова, кроме Хлебного дома. Однако Царицыно в целом представляло довольно запущенную картину. Достаточно вспомнить Большой дворец, еще  недавно представлявший собой гигантскую  руину, в которой смело можно было снимать фильм о временах Великой Отечественной войны, предварительно стерев все цензурные и не очень надписи. Казалось, что усадьба, задуманная Екатериной, так и останется легендой, неосуществленной мечтой, что она будет потихоньку разрушаться…

В 2004 году правительство России постановило передать музей под управление правительства Москвы. Столичные власти во главе с Юрием Лужковым решили не согласиться с идеей, что «Царицыно» –¬ всего лишь неосуществленная мечта, и подарить городу, да и всей стране усадьбу такой, какой она была задумана изначально, воссоздать первоначальный облик «Царицыно».  

Как водится при любом хорошем начинании, появились представители «общественности», которые стали возмущаться, «что идет уничтожение уникального парка». «Уничтожение» действительно происходило –¬  но только не парка, не усадьбы, а того, что мешало их нормальному функционированию: убирались руины, фундаменты дачных строений, хозяйственно-бытовые отходы, бурелом… Первый этап реконструкции завершился в 2006 году, когда были сданы обновленный Хлебный дом с подземным пространством, входным павильоном и галереей – оградой с воротами между Хлебным домом и Большим дворцом.  Удачно спроектированный входной павильон в Хлебный дом, удобное подземное пространство с кассами, гардеробом, кафе позволяют «разгрузить» дворцовый комплекс, избегая большого скопления людей на его поверхности. Cовременный интерьер Хлебного дома, его подземное пространство, оформленное в стиле хай-тек – не воспринимаются диссонансом к общей стилистике и духу усадьбы,  а грамотно и ненавязчиво  вплетаются в их контекст.

Человеческая память коротка. Гуляя по «Царицыно», уже кажется, что так было всегда. О том, что это далеко не так, можно убедиться на выставке, проходящей в Хлебном доме «От замысла к возрождению. Из истории великого памятника», где можно увидеть, как выглядела усадьба еще несколько лет назад. При таком ярком сопоставлении отчетливо понимаешь, как велик труд тех людей, которые возродили «Царицыно».

Да, Большой дворец, построенный в псевдоготическом стиле, красуется в центре усадьбы, возникший словно по мановению волшебной палочки из руин. Хотя это «мановение» – труд многих и многих специалистов. Поскольку здание изначально первоначальной отделки не получило, залы Большого дворца создавались по образу и подобию тех залов, которые оформлялись в конце XVIII века. В главном зале дворца, «Екатерининском», площадью более 300 квадратных метров поселилась мраморная статуя императрицы знаменитого российского скульптора Александра Опекушина.

Вот оно, «Царицыно», с великолепными строениями, ухоженной  парковой зоной, прудами, живописными беседками и мостами.  

«Царицыно» можно говорить долго, но лучше съездить туда, чтобы, если вы давно там не были, не узнать усадьбу и восхититься!

Я отправилась в музей-заповедник дождливым августовским днем, когда там вовсю шли завершающиеся работы и подготовка к открытию. Если не знать историю «Царицыно», то не догадаешься, что некоторые памятники (в том числе Большой дворец) – во многом  постройки нашего времени, настолько бережно и аккуратно строители постарались передать дух прошлого. Здесь все, кто занимается и занимался работами по восстановлению, относятся к своему труду как-то по-особенному.

«Восстановление  исторических ценностей, – де¬ло ответственное, –   рассказывает геодезист Владимир Захаров.– Ведь, реконструируя, нужно не задеть, не разрушить старое. Например, мы под старыми фундаментами делали углубления, которые заливали бетоном, – чтоб крепче стояли здания. Сам фундамент старались не повредить».

«Одна из сложностей при реконструкции –¬  большие подвалы. И раньше их заливало водой, – говорит горный мастер Андрей Репин. – А ведь там проводили вентиляцию, освещение, укладывали кабели и так далее. Чтобы вода не попадала, создали сложную дренажную систему. Хотя перед началом работ проводились археологические раскопки, затем, когда приступили к реконструкции, не раз находили в земле старинные вещи: деньги, дверные запоры, грабли, лопаты, фрагменты первоначальной черепицы, которая была в XVIII веке».  

На территории «Царицыно» проводились и археологические раскопки, которыми занималось столичное археологическое бюро под руководством Александра Векслера. Это – часть масштабной археологической экспедиции, самой крупной в Европе за последние десять лет, которая проходила и в других районах столицы.  Найденные в ходе этой экспедиции древности, относящиеся к XVII–XIX векам, можно будет увидеть в обновленном, а точнее – в возрожденном, Большом дворце на масштабной археологической выставке. Один из интересных экспонатов – фундамент утраченного Большого дворца В.И. Баженова.

Кроме того, в залах дворца развернутся другие историко-культурные выставки: «Екатерина Великая: созидание, вдохновение, просвещение», посвященная легендарной императрице; «Придворная охота»; «Парадный стол эпохи Екатерины Великой: триумф искусства кулинаров».

Пожалуй, самое древнее сооружение в «Царицыно» – храм иконы Божьей Матери «Живоносный источник». Первые упоминания о храме относятся к концу XVII  века.  А  уже из деревянного в каменный он перестраивался в XVIII веке при Дмитрии Кантемире. Пристрой делался и в XIX  веке.

Несмотря на то что время утренней службы закончилось, а до вечерней было еще далеко, в храме был народ. На лесах, прямо над входом, работал художник. Рассказывает помощник настоятеля храма иконы Божьей Матери «Живоносный источник» протоиерей Алексей Потокин:

 –  В конце 30-х годов прошлого века храм был закрыт, а в 90-м году в разобранном виде, его вновь  вернули верующим. С тех пор храм действует, службы идут ежедневно…

Сейчас росписью в храме занимается Андрей Батанов, который хорошо справляется со своей задаче. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на написанные им лики…   

Кстати, молодоженов в усадьбе, несмотря на почти непрекращающийся дождь, было много. И чувствовалось, что приезд именно в «Царицыно» сделает и без того знаменательный день еще более запоминающимся.

Ольга и Андрей, молодожены:
– Это место выделяется среди всех московских парков. Здесь очень красиво. Здесь особенная атмосфера, как в сказке! Здесь можно почувствовать  себя настоящей принцессой и принцем…

Лучше всего бродить по музею – заповеднику со специалистом. Иначе есть риск не узнать много интересного…

Ирина Шохина, организатор экскурсий:
– Если раньше сюда приходили в основном гулять те, кто живет рядом, то сейчас количество приезжих издалека очень возросло. И тех же школьников стало больше. Приезжают к нам  из городов не только Подмосковья, но и России.

Масса звонков от желающих привезти к нам иностранных туристов, которые хотят кроме Кремля и Коломенского увидеть легендарную усадьбу Екатерины…

Прогулка по обновленному «Царицыно» навела меня на мысль: а ведь это, наверное, не плохо, что в свое время резиденция императрицы осталась недоделанной. Тем самым нам, людям будущего, был дан некий посыл, разрешение вносить свои добавления, расставлять свои акценты, которые диктует эпоха.   Естественно, сохраняя имеющееся. Государственный музей-заповедник «Царицыно»  – яркий пример подобной  преемственности, которая отстоящие друг от друга временные точки связывает в одну неразрывную линию…

Журнал «Столичный стиль»

Фотогорафии:
artrun@livejournal.com



Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.
Наверх