Москвичи и петербуржцы: различия в стилях жизни и потребления - Электронный журнал «Женщина Москва»

Георгий Колосов «Дым времени» Мужчины политики, мужчины военные, мужчины религиозные функционеры так и не смогли за 5 000 лет избавить человечество от войн. Можно ли доверить им Мир и перед финальной войной?!

Всё указывает на то, что женщины не могут позволить себе и впредь передоверять заботу о судьбе своих детей другим; пришло время им думать самим, независимо. Прежде всего для женщин, с их уникальным эмоциональным интеллектом, наши тексты…

Сергей Селихов

Важные статьи авторов нашего журнала в разделе "Выживание" Анализ только критически важных тем и тенденций...

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Регистрация.

Поиск:


Система Orphus


Москвичи и петербуржцы: различия в стилях жизни и потребления

В деловых кругах обеих столиц существует два противоположных мнения: между москвичами и петербуржцами нет никакой разницы - это все мифы; между москвичами и петербуржцами разница существует, и она существенна.

Евгения Игоревна Громова (Санкт-Петербург) - генеральный директор исследовательской компании КОМКОН-СПб. Выпускница психологического факультета Московского государственного университета. Имеет солидный опыт применения нестандартных групповых методов в терапии, образовании и управлении. Свыше десяти лет занималась модерированием команд и рабочих групп, практикой кадрового мониторинга. Консультант в области брэндинга.

Марина Валериановна Герасимова (Санкт-Петербург) - руководитель отдела качественных исследований исследовательской компании КОМКОН-СПб. Закончила филологический и психологический факультеты Санкт-Петербургского государственного университета. Двадцатилетний опыт исследовательской работы в маркетинге. Провела более 500 фокус-групп с потребителями различных товаров и услуг. Руководила исследованиями для компаний Henkel, "Браво-Интернешнл", "Веда", "Дарья", МТС, "Невская косметика", "Невские берега", "Петросоюз" и многими другими.

Второго мнения обычно придерживаются представители тех компаний, которые столкнулись с организацией филиалов в другом городе и, соответственно, с подбором персонала и созданием команд по наработанным принципам в основной компании. Суть проблемы, с которой сталкиваются предприятия в таких ситуациях, заключается прежде всего в неудовлетворенности вновь набранными кадрами из другого города.

Москвичи оказываются недовольны кажущейся нерасторопностью, меланхоличностью, не эмоциональностью петербуржцев.

Петербуржцы, напротив, теряются от излишней напористости, эмоциональности и многоречивости москвичей.

Возникает закономерный вопрос: возможно ли продуктивное сотрудничество внутри компании и адекватный кадровый менеджмент в ситуации, когда с HR необходимо работать в двух городах одновременно? С нашей точки зрения, безусловно, да. Однако в рамках означенного взаимодействия необходимо учитывать те различия, которые существуют:

- в социально-психологических портретах жителей двух мегаполисов;
- в стиле жизни людей из разных столиц;
- в векторах потребительской активности;
- в тех ценностях, которые формируют характерологические особенности.

Мы предлагаем некоторые данные маркетинговых исследований, проводимых исследовательской компанией "КОМКОН-СПб" в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы помочь службам HR:

- понять существующие различия;
- избежать возможных конфликтов;
- использовать положительные, с их точки зрения, аспекты в работе с персоналом из других городов.

По мнению представителей различных целевых групп и в Москве, и в Санкт-Петербурге, москвичи - это динамичные, энергичные люди. Они прагматичны, амбициозны и в некотором смысле эгоистичны.

Обобщенный портрет типичного петербуржца, составленный на основе высказываний представителей различных целевых групп в Санкт-Петербурге, выглядит следующим образом: "Это интеллигентные, самодостаточные, сдержанные, осторожные, но гостеприимные и доброжелательные люди".

Штрихи к психологическому портрету москвича

Анализ мнений жителей Москвы дает основание выделить по крайней мере три образа москвича, четко дифференцированные между собой.

1. Коренной москвич (родившийся в столице, возможно, уже не в первом поколении). "Коренные москвичи, мне кажется, отличаются очень сильно от приезжих. Они более интеллигентные, особенно коренные москвичи в возрасте... в общем, какая-то внутренняя культура чувствуется".

2. Житель столицы, приехавший из другого города России в детстве.
"О москвичах судят по нам. Мы все время спешим, такой образ жизни - у нас дискотеки, у нас развлечения, много работы, у нас карьера на первом месте - мы более... ориентированные, и поэтому нас немножко недолюбливают".

3. Приехавшие в сознательном возрасте для реализации своих целей (учиться, работать, зарабатывать деньги).

"Я приехала четыре года назад и попробовала все в этой Москве. Есть разные люди. Нельзя сказать, что москвичи хорошие, а приезжие плохие. Потому что меня чаще выручали как раз приезжие люди, они больше понимали, у них взаимовыручка развита. А у москвичей вот этого как-то нет. И я никогда не завидовала москвичам, потому что они родились здесь, - мы живем в своей стране, и право на жительство выбирает каждый для себя. Случись здесь что-то - и все убегут куда-то в другое место жить, где будет удобнее".



Из таблицы 1 видны не только психологические черты выделенных категорий москвичей, но и определенные характеристики их стиля жизни.


Штрихи к психологическому портрету петербуржца

По мнению представителей различных целевых групп в Санкт-Петербурге, "коренные жители Петербурга - это добрые, отзывчивые, внимательные, действительно коммуникабельные". "Идеальный петербуржец" видится, прежде всего, как интеллигент и традиционалист.

Как для интеллигентов, для жителей Санкт-Петербурга, помимо консерватизма, характерно отношение к деньгам не как к самоценности, а как к средству для достижения более высоких целей. Этот факт является одним из критериев, по которому респонденты дифференцируют петербуржцев и москвичей: "У них (москвичей) другая система ценностей... в Петербурге архитектура, стиль города накладывают отпечаток, в Москве такого нет, и поэтому человек к этому не привык и не может это ценить".

Кроме того, отличительной чертой петербуржцев, по мнению респондентов, является речь, ее стилистические, грамматические и интонационные аспекты. Жители Санкт-Петербурга не категоричны, склонны к рефлексии и плюрализму. Именно поэтому они отвергают агрессивную рекламу и демонстрацию в ней ярких эмоций.

По мнению энергичных, динамичных москвичей, жизнь в Санкт-Петербурге более размеренная, стабильная, спокойная. Такое восприятие города накладывает свой отпечаток и на образ типичного петербуржца, который сформировался у представителей целевой группы. По их мнению, типичными чертами петербуржца являются: душевность; спокойствие, отсутствие агрессии; отсутствие суетливости, немногословность; консерватизм; доброжелательность, отзывчивость; вежливость, воспитанность; творчество; целеустремленность; гордость за свой город, любовь к нему; внутренняя культура; закрытость, скованность.

Стили жизни в Москве и Петербурге

Несмотря на схожесть стилей жизни жителей Москвы и Санкт-Петербурга, эти города воспринимаются представителями самых различных целевых групп как антиподы.

Санкт-Петербург идентифицируется жителями разных российских городов как "культурная столица", "окно в Европу", "город интеллигентов". В то время как Москва является скорее центром торговли и ремесла, городом маргиналов. Москва в большей степени, чем Петербург, притягивает приезжих и принимает их более приветливо. В отличие от Москвы, Санкт-Петербургу присваивается такая черта, как неприятие всего чужеродного, в особенности москвичей.

Жители Москвы считают, что москвичи отличаются друг от друга в зависимости от того, в каком районе города они живут. Дело в том, что районы Москвы, в отличие от районов Санкт-Петербурга, заселялись по профессиональному признаку. В городе есть районы рабочих, военных, железнодорожников, летчиков, мосфильмовцев и т. п. Жители центральных районов, по мнению жителей окраин, отличаются снобизмом, в то время как сами жители центра характеризуют себя как людей спокойных, доброжелательных, интеллигентных.

Характеризуя жителей родного города, петербуржцы употребляли такие эпитеты: интеллигентные, образованные, спокойные. По их мнению, эти качества петербуржцев обусловлены близостью города к Европе, а также его статусом культурной столицы. Жители Санкт-Петербурга отмечали приветливость, вежливость петербуржцев. При этом понятие "вежливость", с их точки зрения, включает в себя отзывчивость, контактность, воспитанность. Кроме того, петербуржцы констатировали отсутствие среди
жителей города перманентного состояния веселости, это скорее город, где каждый житель сам по себе, наедине со своими мыслями, проблемами, радостями. Говоря о петербуржцах, жители самого города отмечали их изобретательность и нестандартный подход к решению жизненных проблем.

С учетом приведенного выше описания, можно сделать вывод о различии в стилях жизни москвичей и петербуржцев. Эти различия представлены в таблице 2.



Стили потребления москвичей и петербуржцев

Результаты опросов москвичей и петербуржцев свидетельствуют о наличии стилевых различий в потреблении. Эти различия представлены в таблице 3.



* Экстравертность и интравертность - понятия, используемые для обозначения различных типов личности.

Экстравертированный тип личности характеризуется преимущественной обращенностью человека на окружающий мир; экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Для интравертов характерна сосредоточенность на собственном внутреннем мире, что выражается в необщительности, замкнутости, склонности к самоанализу. Для различных людей характерна большая или меньшая выраженность того или иного свойства.

Из таблицы 4 видны особенности мотивации к покупке у московских и петербургских потребителей.



В целом, отмеченные различия в стилях жизни и потребления москвичей и петербуржцев позволяют сделать вывод о необходимости дифференциации стратегий выведения на рынки Москвы и Петербурга новых продуктов, а также проведения рекламных кампаний.

Персонал МИКС № 4-5 2005

 
 
Автор: (Ындя)
Дата: 14.04.2008 12:04:14
Место рождения дает фору социальную - возможность ходить в продвинутую школу, заниматься в продвинутой спортивной секции, каждые выходные посещать театр или музей, пользоваться большой библиотекой, где много всяких-разных книг, вырасти среди колонн и фонтанов, поступить вуз с меньшим количеством проблем, устроиться на работу... А у ж эти обстоятельства позволяют человеку самому себе создать культурное преимущество.
 
 

 
 
Автор: (kosha) Автор
Дата: 09.04.2008 20:22:48
Да, считать "всех, родившихся в Москве или Питере априори аристократичными и интеллигентными", конечно, нельзя. Место рождения дает некую фору, но не больше. Я вижу, очень интересных, воспитанных и образованных людей из Новосибирска... Еще один крупный культурный центр России.
 
 

 
 
Автор: (Ындя)
Дата: 09.04.2008 13:42:38
интересно, почему все родившиеся в москве или питере априори считаются атристократичными и интеллигентными???????????????????????????????
 
 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.
Наверх