Когда-то в Петербурге было двести сорок семь православных церквей. Сегодня, чтобы попасть в храм, жителям некоторых районов приходится ехать на другой конец города. Петербург разрастается, и на смену разрушенным после октябрьской революции церквам и соборам возникают новые, иногда – на своих исторических местах, иногда – в спальных районах, поближе к народу. Конечно, новые храмы и по убранству и по архитектуре гораздо скромнее, чем их погибшие предшественники, но не менее любимы и почитаемы своими прихожанами.
Церковь Великомученика Георгия Победоносца (Район Московского шоссе, 1994) Первая каменная церковь, возведенная в городе после восьмидесятилетнего перерыва. Она построена в память воинов-защитников Ленинграда. Сегодня вместе с церковью Рождества Христова и церковью Преподобного Сергия Радонежского она составляет целый храмовый комплекс, заметный еще с Пулковского шоссе. Яркие маковки, живо горящие на фоне унылой жилой застройки, вызывают критику архитекторов, ратующих за чистоту стиля, и тепло воспринимается, как раньше говорилось, «простым людом». Архитектор Елена Шаповалова: Как и многие храмы этого периода, из-за отсутствия средств церковь Георгия Победоносца начинала строиться как часовня. Затепоявилась возможность сделать небольшой храм. В нем сочетается традиционная русская шатровая архитектура и особый петербургский стиль – церковь как бы вытянута вверх и приближена по своему облику к шпилям Петербурга. Однажды, когда храм был уже освящен, раздался телефонный звонок, и Михаил Константинович Аникушин сказал мне: «Хорошо поставила!» Конечно, мне была очень приятна его похвала. Церковь Иоанна Кронштадтского (Пересечение Ленинского проспекта и проспекта Стачек, 2002) Первый настоятель этого храма отец Александр назвал его «небесной слезой» – удивительного тона бирюзовый купол, который точно завис над землей, виден издалека. Изначально задумывался как часовня (рядом планировалось возведение собора), но сейчас является действующей церковью. Архитектор Иван Князев: Церковь выполнена в стиле национальной романтики начала ХХ века. Образцов архитектуры этого направления в городе почти не осталось. Уничтожение памятников мотивировалось тем, что неорусское направление якобы чуждо Петербургу, по странному совпадению, в Обществе охраны памятников заняты в основном «классицисты». Когда община выбирала цвет купола, я слегка волновался, как он будет выглядеть. В начале прошлого века предпочитали ультрамарин более спокойного оттенка. Община выбрала «рублевский голубец» – пронзительный голубой цвет, такой, как на «Троице» Рублева. Оказалось – удачно. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (поселок Александровка, 2002–2005) Благодаря необычной отделке кровли белоснежный храм напоминает шлем русского богатыря. В прошлом году Всемирный клуб петербуржцев признал этот храм лучшим в номинации «Петербургские традиции синтеза архитектуры и искусства». Архитектор Александр Шретер: Архитектура храма основана на традициях северного церковного зодчества, для которого характерны простота и выразительность форм, аскетизм в деталях и умеренность колорита. Небольшая колокольня выстроена асимметрично, не по оси храма. Ее динамичный силуэт гармонично растворяется в вертикалях сосен. Церковь Святого Георгия Победоносца (Угол проспекта Славы и Бухарестской улицы, 2002) Храм был построен в память всех павших за Отечество. Церковь настолько пришлась по сердцу местным жителям, что стала посещаемой еще задолго до окончания работ. Частица мощей Святого Георгия была привезена в храм из Иерусалима в 2003 году. Архитектор Игорь Солодовников: Строители столкнулись с работами, которые в силу понятных причин раньше не были востребованы, и опыта их выполнения не имелось. Тем не менее все было сделано с большим старанием. Церковь – серьезное, основательное здание. Этот храм сложен из кирпича, но не избежал использования новых для храмового строительства методов, в частности, так называемые кокошники были отлиты из бетона, хотя для такого капитального сооружения, на мой взгляд, современные технологии не пригодны. Иван Григорьевич Уралов о храмовой архитектуре начала ХХI века В результате того, что традиция храмового строительства в России на многие десятилетия была прервана, художники и архитекторы утратили преемственность. Сейчас они в меру своих способностей и понимания вопроса пытаются создать что-то заново. Для нашего времени характерна некоторая эклектичность храмовых сооружений, растерянность, как архитекторов, так и церкви, которой, по вполне объяснимым причинам, сложно ориентировать авторов проектов. Дело в том, что самые знаменитые храмы Петербурга (например, Исаакиевский и Казанский соборы), ближе к классической архитектуре, по сути своей – католической. Новые храмы православная церковь предпочитает видеть более традиционными. Если бы мне довелось заниматься храмами, с одной стороны, я бы ориентировался на образцы петербургской классики – Измайловский, Преображенский собор, церковь «Кулич и пасха», а с другой – на зодчество поры зарождения православия, поры Андрея Рублева, самый чистый источник архитектуры и живописи. Марианна Николина Журнал "Женский Петербург" Фотография "Отблеск" (Церковь Иоанна Кронштадтского) AKT |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.