Опыт переезда из города в деревню сначала русскую, потом белорусскую человека с писательской наблюдательностью - Электронный журнал «Женщина Москва»

Георгий Колосов «Дым времени» Мужчины политики, мужчины военные, мужчины религиозные функционеры так и не смогли за 5 000 лет избавить человечество от войн. Можно ли доверить им Мир и перед финальной войной?!

Всё указывает на то, что женщины не могут позволить себе и впредь передоверять заботу о судьбе своих детей другим; пришло время им думать самим, независимо. Прежде всего для женщин, с их уникальным эмоциональным интеллектом, наши тексты…

Сергей Селихов

Важные статьи авторов нашего журнала в разделе "Выживание" Анализ только критически важных тем и тенденций...

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Регистрация.

Поиск:


Система Orphus


Опыт переезда из города в деревню сначала русскую, потом белорусскую человека с писательской наблюдательностью


Аннотация

Мои статьи и эссе – гипертекст, опыт души, воплотившейся в человеческом теле



Личный опыт умирает невостребованным вместе с человеком. Мы с каждой новой эпохой все более суетливы, поверхностны, не сосредоточены на духовной эволюции…

Нет в истории цивилизации другого примера внутреннего диалога души, как в романах Льва Толстого. Я не знаю более живых людей (хотя это всего лишь литературные персонажи), чем Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Что понял лично я как частица Единого (см. «Я - мыслящая энергия») на планете Земля, в чем ошибался, можно увидеть, задав в поисковой строке wmos.ru: Сергей Селихов.





Константин Васильев «Нечаянная встреча»
Константин Васильев «Нечаянная встреча»

(энциклопедия отношений в деревенском сообществе начала 21 века)

Если хорошо соседу, значит, хорошо и мне.
(мудрость, которая до сих пор в России не стала народной)
Автор

Оглавление

Часть 1

Часть 2

Вступление


Начну с главного – переезд преобразил меня, вернул к самому себе. Как это понять? По самочувствию организма (он всегда подсказывает) – если вам хорошо, вы строите планы, вы забываетесь, так увлечены делом (настоящее чувство – любви, например, это когда теряешь голову). «До» я не умел грамотно забить в стену гвоздь, вкрутить шуруп – типичная для позднего СССР жертва безотцовщины. «После», благодаря перемещению на природу в естественную среду, с приятным удивлением узнал, что, оказывается, я на редкость домовитый хозяин. Не оказавшись «на земле», не попробовав себя в роли хозяина и защитника всего живого на своем участке, читатель рискует пройти мимо одного из важнейших опытов и переживаний в земном воплощении. Землевладелец, как писатель, как демиург Вселенной способен творить и преображать миры.

Аналогичная ситуация «узнавания себя, встречи со своими возможностями» была у меня с приготовлением пищи. До школы поваров Северо-Западного пограничного округа я уверенно готовил только яичницу, после стал лучшим коком бригады, готовил на встречах нашего и финского пограничных комиссаров, 2 года руководил офицерской столовой. Мой сослуживец потом стал шеф-поваром хорошего московского ресторана. Почему не стал я, ведь готовил гораздо лучше, чувствуя мельчайшие нюансы вкуса, запаха и цвета пищи (см. рассказ «Борщ с чувством»)? После армии не продолжил карьеру, т.к. блюдо умирает, а текст нет. Судьбе шеф-повара я предпочел путь литератора.  
 
Вернемся к теме. «Жалкая малогабаритная квартирка (хоть и в историческом центре), жалкая дачка и как общий итог – убогая, мелочно суетливая городская жизнь. Это тупик. Нужно не метаться между двумя одинаково не комфортными местами проживания, а жить в одном полноценном доме, на полноценном участке!» – понял я, разглядывая красное зудящее пятно на своем животе. Час назад съел телячий стейк из супермаркета и вот на моем чувствительном организме тут же проявились антибиотики, которыми кололи несчастное животное. «Так жить нельзя! И есть эту отраву массового сельхозпроизводства нельзя!» Позже, выбирая в Подмосковье дом для покупки, я отметил, что в деревне (в отличие от города, где до старости доживают преимущественно дамы) много стариков. И это как буро-желтый лишай, произрастающий на стволах деревьев и штакетнике заборов, – признак хорошей экологии.  

В противоположность апатии, хронической усталости и тоске мегаполиса, способность извлекать радость из заботы о доме и вверенных вам судьбой деревьях и растениях и есть одна из самых верных дорог к счастью (вторая – бескорыстная помощь живым существам). Я несколько раз ощущал приступы счастья и сейчас попытаюсь выразить это словами, что, почти невозможно. Вчера вечером я обнаружил под дровницей летней кухни подкоп, запустил в лаз руку и наткнулся на чьи-то колючки. Кто-то зашипел на меня из темноты. «Ёж! Пришел на улиток охотиться», - обрадовалась жена и бросилась собирать ему гостинцы. Утром я не обнаружил рядом с дровницей творог, а в плошке с водой уровень заметно понизился. После завтрака я пересаживал карликовые хосты и монарду с солнцепека в тень. После обеда уже два часа пропалываю грядки: «Ох, как непросто заметить ростки моркови в джунглях сорняков!» И вдруг – именно так, с легким испугом! – от нижней части живота вверх за 2-3 секунды, поднимается в мозг волна теплой, как парное молоко сладостной энергии. Она буквально приподнимает мое астральное тело на полметра вверх (оставляя физическое сидящим на Земле). На мгновение я теряю прежнее сознание и чувство реальности. В мозгу словно лопаются мириады маленьких пузырьков, вызывая нежное покалывание в миллиардах клеток мозга, волна прокатывается по триллионам нейронных связей – я счастлив! Сажусь в беседке в кресло, не могу встать минут пять… (см. примечание 1: «Гормоны счастья»). 

А есть еще менее выраженные волны (уже не приступы) счастья, приходящие легче и чаще. Засыпаю в кровати после богатого событиями дня. Думаю, что буду делать завтра. Надо бы выбрать из спиленных веток старой сливы красивую корягу на первую альпийскую горку. Бурно растут в открытом грунте кусты помидоров – у меня заготовлены отличные колья для подвязки. Да, и не забыть осенью угостить соседку фундуком, для которого она подарила мне тачку куриного помета (я сокрушался, что с двух больших кустов можно собирать ведра орехов, а у меня каждый год только миски... Я приятно взволнован, жду завтрашнего дня с нетерпением и надеждой на новые красивые проекты, засыпаю…

1. Чем меньше иллюзий, тем меньше разочарований, или Как я искал народ-богоносец в русской деревне, а нашел в белорусской… 


Я много лет ездил в пионерский лагерь в ближнем Подмосковье, видел сослуживцев на службе в морских частях пограничных войск и все равно сохранил представление о народе литературное, мечтательное – платоно-каратаевское…

Автор – законченный гуманитарий и неисправимый романтик, - подумает читатель практичный, умеющий жить. И будет прав, литература для меня многократно интересней однообразной, предсказуемой, пошловатой реальности. Мне скучно десятилетиями, приходится преображать отношения и действительность, чтобы как-то не заснуть в промежутках от моментов работы с текстом, талантливых фильмов, книг до редких встреч с людьми, интересно думающими. Возможно, именно из этой неприземленности могут появиться наблюдения и суждения о сельской жизни нестандартные, неожиданные и поэтому важные?!    

Городскому интеллигенту в сельской местности не с кем будет поговорить о «высоком». Как верно критик из парижского эмигрантского журнала понял позднего Бунина: «его проза изнывает от совершенства», в Беларуси я смог сказать это только одному человеку… из областного центра. И тот при ближайшем знакомстве оказался русским рижанином. Но заветных разговоров я перестал ждать еще в Москве года этак с 2003-2005. Так что перспектива их отсутствия в сельской местности меня уже не пугает. 

Мы с женой изначально хотели переехать просто на природу и в однородную ментально среду, куда-нибудь в поселок творческих людей: художников, писателей, да хоть программистов! Я поискал и понял, что ничего подобного (компактные поселения «новых русских» на Рублевках и Новых Ригах нам по всем параметрам не подходили, начиная от стоимости недвижимости и последующей жизни и заканчивая главным – эти люди не способны на взаимопомощь). Нам очень хотелось жить среди своих людей, которым хочется улыбаться при встрече… Современная Москва нас этой возможности лишила.

1.1. Отсутствие деликатности в отношениях сельских жителей – огорчительная проблема


Пожалуй, главная проблема жителя мегаполиса в отношениях с новыми соседями и сельскими жителями – отсутствие привычной ему деликатности (некая «разнузданность» эмоций и внешних реакций организма). Местные свои эмоции и мнения, может, и сдерживают при непосредственном общении, но в общении за глаза в выражениях не стесняются. Развлечений в закрытом и небольшом деревенском сообществе почти нет, вот и уделяется неадекватно большое внимание телевизору, выпивке и сплетням о соседях... Ограничением в распространении сплетен может быть только боязнь возмездия в тревожной для источника сплетен форме (см. подробности ниже в главе «2.3 Деревенский негодяй и три стратегии его нейтрализации»).

Очень выразительным примером неделикатности и, пожалуй, отсутствия надежд на ее появление может служить инцидент в подмосковном автобусе. Сел утром в автобус, идущий в районный город. Пространства даже для вертикального размещения мало – люди едут на работу. Я кое-как протиснулся к водителю и купил билет. Уходить некуда, везде тела, остался где стоял. На ближайшем от водителя пассажирском кресле сидела женщина и оживленно с ним разговаривала, он ей отвечал, подолгу глядя в ее сторону и нарушая тем самым правила безопасности вождения. Женщина начала делать в мою сторону кислое лицо, гримасами демонстрируя мне и своему приятелю презрение ко мне. Водитель, поддержав ее инициативу, тоже стал отправлять в мою строну злобные флюиды. Я сразу понял, что этим людям не удастся объяснить, что они в общественном транспорте, водитель на рабочем месте и, что, если они хотят вести личную беседу, им стоит встретиться в частной обстановке. Я как мог среди спрессованных тел пассажиров повернулся к парочке боком. Какие страсти кипели между собеседниками дальше, не узнаю никогда. Это не частный случай, это явление, показательный пример. В эссе «Россия между Алексеем Серебряковым и Владимиром Квачковым» я уже высказал свои соображения, как и почему современная Россия переживает эпический по своим масштабам кризис системы ценностей (общественных, семейных, личностных). Алексей Серебряков резко назвал это явление «хамством» и убыл с семьей в Канаду; я выражаюсь мягче, сочувственней – неделикатность и никуда из славянского мира не уезжаю.    
         
В белорусском автобусе или маршрутке, что в деревенской, что в городской, царит неизменно доброжелательная атмосфера. Всегда несколько групп пассажиров, преимущественно женщин, обсуждают жизнь или погоду. При этом, если прислушаться, житель мегаполиса с его западным представлением о «святости» частной жизни будет немало смущен, ведь не близкие знакомые обсуждают: свои и чужие уровни зарплат и пенсий, семейные отношения и даже мечты (в 2014 году во время киевского майдана дама пенсионного возраста в автобусе демонстративно нетихо сказала: «Пусть нас хоть Польша завоюет, тогда пенсию прибавят!»). Народная наивность часто меня смущает, ведь люди и в начале 21 века так и не поняли, что русские, украинцы и белорусы никому в этом мире не нужны… кроме друг друга. 

При выходе из маршрутки 60-70 % пассажиров (я в их числе) говорят водителю «Спасибо!», просьба затормозить на остановке в 80-90 % случаев говорится с «пожалуйста», многие, заходя в маршрутное такси, (в городе, т.е. с не знакомыми людьми) здороваются со всем салоном (никто конкретно им не отвечает). Я четко понимаю, что это и есть подлинное качество жизни, которое не доступно даже в Швейцарии! В Швейцарии автор был и обнаружил в ней такое же угнетающее количество автоматизмов в общении (эмоционально пустых сообщений типа «Я сожалею!», «Спасибо!», «Вы в порядке?»), как во Франции и, особенно, Англии и США. Во Франции автор по молодости лет сказал французам, что улыбки у них «дипломатические», они обиделись. Автору, чувствующему переживания других людей, их боль, пришлось извиняться…   
 

1.2. Разница в сохранении традиций в русской и белорусской деревне


Колядки в Рождественский Сочельник в русской деревне не проводились, а вот в Беларуси молодежь 10-15 лет совершает ритуальный обход домов ежегодно. Звонят в домофон, поют песни… В качестве поощрения детям выносят сладости и вообще что-то вкусное. 

Поклонные кресты на границе населенного пункта в русской деревне отсутствовали. В белорусском агрогородке (официальное наименование населенного пункта в сельской местности) установлены на обочине каждой дороги на границах деревни, украшены лентами, за цветником под крестом ухаживают. Чтобы кто-то на них крестился, ни разу не видел.

Отношение к храмам – маркер сохранения традиционных ценностей местными жителями. В центре русской деревни стоял прекрасный православный храм 17 века, охраняемый государством. Он разрушался до 2011 года, пока не нашелся владелец какой-то московский компании и не отреставрировал его на свои деньги. В белорусской деревне храм строится уже 12 лет. Почему так долго? Так ведь только на пожертвования частных лиц. Церковный староста ходит по домам, собирая деньги на продолжение строительства. Буквально во всех продовольственных магазинах ближайшего города стоят ящики для пожертвований именно на строительство местных храмов. После девальвации российского рубля в 2014 году покупательная способность в Беларуси также начала заметно снижаться (стоимость строительных работ уменьшилась на 50 %, на крупнейшем строительном рынке областного центра в июне 2019 года число закрытых торговых павильонов составило 60-70 %). К тому об этом пишу, что перспективы окончания строительства местного храма отодвигаются уже совсем далеко.

Разницу в актуальности веры и храмов в Беларуси в отличие от России точно описывает следующая история. Мне пересказали ее со слов минского историка, изучавшего крестьянский быт. В рамках хрущевской кампании по массовому закрытию храмов в европейской части СССР в деревню на Брестчине (место важно) приехал из Минска уполномоченный. Пока он обсуждал с председателем сельсовета план ликвидации церкви, местные прознали о планах «городского», и когда он вышел после беседы на крыльцо, его ожидала вся деревня, включая детей, женщин и стариков, кто с чем: вилами, топорами, кольями. Он побледнел и попытался вернуться в помещение, но ему не позволили и объяснили, что если решение о закрытии церкви не будет отменено, живым его не выпустят. После повторной беседы с председателем собравшимся сообщили, что «закрытие переносится на неопределенный срок до получения новых указаний». Хрущева скоро отправили в отставку, храм открыт до сих пор. А в России-то деревенские жители в 1920-30-е годы еще и приходили помогать «товарищам» выносить и жечь иконы своего храма, сбрасывать колокола! Не все, конечно, но слишком многие.          
         
С дворянскими усадьбами ситуация подобна истории с храмами. В русской деревне на фундаменте княжеского дома построили на редкость уродливый клуб, в который никто не ходит. В двух километрах от белорусской стоит (не восстановлена, а только отреставрирована государством) усадьба польских шляхтичей в стиле барокко. С 2014 года в ней работает музей.   
 
Я вынужден был сделать следующий вывод – чем западней живут восточные славяне, тем в большей степени они сохранили свой традиционный уклад жизни, так как находились дальше от центра искусственного, как язык эсперанто, социального эксперимента «советский человек» - Москвы. 

1.3. Алкоголизм


Трагическая, печальная, но неизбежная для понимания деревни тема. В Москве, по моим субъективным оценкам (для 12-14-этажного дома) в рабочих районах уже в 80-х годах 20 века на подъезд приходилось 2-3 тяжелых алкоголика, в районах ближе к центру и с населением пообразованнее минимум 1. 

В русской деревне 2010 года вопрос был не в том, кто из мужчин пил, а кто нет, а пил ли он много или был «тяжелым». Я познакомился с местным прорабом (обозначу его как «первый прораб», чтобы читатель не спутал его со вторым, о котором я расскажу позже), человеком приятным и вдумчивым - настоящим мастером, но воспользоваться его услугами у меня получалось только эпизодически.  Его помощник говорил мне «он ушел…». А на «праздники» у центрального магазина случалась мизансцена из какого-то фильма ужасов (для меня как русского человека, для других, это, может, было комедией). На клумбах (точнее, местах, отведенных под клумбы) перед магазином лежали вповалку (видел своими глазами) пьяные мужички в глубоком сне, внешне без признаков жизни. На площадь заезжали автомобили (в том числе и не дешевые), из них выходили мужчины и даже женщины средних лет и молча затаскивали болезных в салон. Увозили куда-то. Домой? Это дети или родственники?! 
        
В белорусском агрогородке я видел пьяных только на фотографиях в холле сельсовета, где им посвящен специальный стенд позора. На примерно 1200 жителей 4-5 личностей с антиобщественным поведением. Строить и ремонтировать мне пришлось немало, но ни разу никто из мастеров в Беларуси не просил у меня оплаты бутылкой, только деньгами.

1.4. Склонность к порядку – качество национального характера, которое облагораживает среду обитания


Или «не облагораживает среду обитания», если этой склонности нет или она утрачена по причине длительных народных страданий, мутаций национального характера или не поощряется в семье, школе, на государственном уровне. Почему Япония выглядит как Япония? Потому, что в ней живут японцы. Почему русский турист впадает в умиление от кукольных домиков старинных немецких городов и вымытых специальными моющими средствами мостовых? Потому, что там живут немцы. Не будем продолжать серию этих риторических вопросов и вернемся к нашей географии. 

Я, будучи поглощен административными вопросами, после переезда в Беларусь 3 недели не косил внешний газон своего участка. В один из выездов в город для переоформления на свое имя лицевого счета в электросетях, меня встретила (как я потом понял, подкараулила) соседка. Представилась, уточнила, что я новый сосед и любезно невзначай обронила, что «за запущенный газон сельсовет может и оштрафовать…» Уже на следующее утро меня видели послушно идущем за своей газонокосилкой по внешнему газону. Я отдельно между покосами удаляю руками поднимающиеся одуванчики, чтобы у меня не плодились и к соседям свои семена не разносили. 

Соседка как увидит – здоровается, улыбается, предлагает подкопать у нее то цветы, то какие-нибудь обаятельные покровники. Позже я узнал, что за длительное размещение горы щебня или дров на внешнем газоне тоже могут наложить штраф. Есть контроль – есть и порядок! Вот именно поэтому наша с соседями часть улицы смотрится радостно, жизнеутверждающе. Последний не построившийся сосед начал финишную отделку коттеджа и возводит забор. Наконец наша общая территория обретет завершенный вид. 
              
Кстати, заборы – один из важнейших показателей цивилизованности жителей и того, насколько им хорошо или плохо живется на этой территории. Глухие высокие заборы из профиля, как в России – это дурной тон, они сигнализируют, что люди здесь боятся друг друга или чужих. В Беларуси подобные заборы редкость и меня именно такая визуальная среда гармонизирует, успокаивает.   

1.5. Чувство Дома, которое мне жизненно необходимо, как больному авитаминозом витамины


Когда в 2006 году я не осознавал еще свой болезни в полной мере, мое подсознание все равно произвело верный жизненному предназначению слоган для моего электронного журнала «Женщина Москва»: «Наша миссия – вернуть чувство Дома». Через три года я уже знал, что миссия невыполнима, но продолжал бороться; не сдаюсь и сейчас – спустя 13 лет… Не способен жить с чужими людьми, с которыми не могу обмениваться эмоциями. С председателем кооператива моего дома у меня были задушевные отношения и, выдавая мне для сделки по продаже квартиры выписку из Домовой книги, он с отчаянием сказал: «А я против вашего отъезда!». Я не мог объяснить причины своего вынужденного переезда и промолчал… Не сказал, как мне непереносимо больно в современной Москве, что не хочу выходить из квартиры (мой Мир сузился даже не до двора или дома, а до квартиры). (4) Все эти болевые ощущения – подсказки организма, который живет в патогенных условиях окружающей среды. Нужно уезжать, - сказал я себе и в надежде обрести чувство Дома переехал в Подмосковье. 

В русской деревне за два года достройки дома я так и не нашел в себе сил – и главное! – желания что-то совершить для общей пользы населенного пункта, как-то поучаствовать в делах местного сообщества (если они были).

В белорусском агрогородке желание и возможности проявить свои лучшие качества сложились сами собой. Через 2 месяца после приезда не смог сопротивляться обаянию и теплоте, с которыми к нам с женой отнеслась глава сельсовета и подарил местной администрации 20 саженцев спирей, купленных в соседнем питомнике. Поделился с ней чувством, что здесь живут люди отзывчивые, не зажатые. Она задумалась и ответила: «Раньше чаще общались, сейчас больше по домам сидят». Схожие порывы отблагодарить я испытал, но сдержался, при взаимодействии с милиционером – начальником миграционной службы (кстати, по имени и фамилии этническим поляком) и даже заместителем председателя… облисполкома, который с юмором и удивлением рассказал мне, как сотрудник ДПС в Ростовской области пытался оштрафовать его почему-то именно на 100 евро. Жить в стране таких человечных чиновников – это сказка какая-то! Мне это не снится, это на самом деле происходит со мной?!

С соседом я стал совместно ухаживать за пустым участком через дорогу от моего дома. Посадили деревья, собираем пищевой мусор, который какие-то нерадивые соседи (арендаторы что ли) оставляют в месте сбора пластика и стекла, из-за чего содержимое их пакетов растаскивают собаки. 

Въездные ворота на участки многие соседи не закрывают. Уехал в автомобиле на работу, а ворота до вечера нараспашку. О случаях краж я за 7 лет я слышал один раз – «двое мужчин на участке собирали грецкие орехи…». Наверное, местные подсобные рабочие со стройки какого-то дома?! 
В конце мая пустой участок как общественную территорию косил триммером наемный работник сельсовета. Я проходил мимо и узнал, что он опечален. Во-первых, «так много высокой травы, что уже третью заправку бензина делаю» и, во-вторых, он хочет кофе горячий, но не знает, где купить. Я с энтузиазмом сварил ему вьетнамский кофе в своей хорошей кофемашине (черный, две ложки сахара). Надеюсь, закончил покос он в более приподнятом настроении, нежели начинал.  

Говорил в позапрошлом году с соседом через забор. Сказал, что устал полоть сорняки под клубникой и вот накрыл землю спанбондом, чтобы не улетел, прижал его несколькими тротуарными плитками. «Зачем плитками, я тебе сейчас железные скобы дам, подожди», – говорит он, и не успел я возразить, как он через забор передает мне эти скобы. В этом сезоне я переделал это пространство участка под грядки по методу ведения пермакультурного хозяйства (дорожки не мостятся, а на них сбрасываются сорняки). Скобы мне больше не нужны и я предложил соседу их забрать. «Пусть у тебя полежат. Понадобятся – заберу», – ответил он.  
 
Когда мастер на все руки оказывается вашим соседом – это почти счастье. Наверное, в прошлой и этой жизни я совершил не слишком много негармоничных поступков, раз судьба подарила мне в Беларуси такого мастера-соседа, или наоборот? Всего лишь через дом от меня. Последний наш обмен идеями: распечатал для него информацию о постройке теплицы-термоса для круглогодичного выращивания фруктов и овощей. А неделю назад попросил его заменить в доме замок у входной двери. Он не спеша, с интересом разбирался в устройстве фирменной немецкой ручки, а на мой финальный вопрос «Сколько денег готовить?» ответил «Да не надо!».

Дверная ручка – тоже пример. Ее я купил на городском строительном рынке на замену старой. После установки позвонил продавцу и сказал: «Прекрасная вещь, чем больше покупателей узнают о ее достоинствах, тем больше купят. Например, ее наклон управляется блоком из 3-х (!) пружин, благодаря тому, что производитель хорошо продумал и испытал ее конструкцию, она со временем не «провиснет». И, наверное, стоит сообщать покупателям, что ручки крепятся на основание не винтами, а защелкиваются. А то ключ в комплекте есть, а зачем он, в руководстве не указано. А он нужен только для снятия ручек – не для монтажа». Продавец меня поблагодарил. Понимаете, мне жизненно важно для здоровья физического и душевного иметь желание и возможность проявлять инициативу – пытаться сделать окружающий меня мир лучше, краше, гармоничней. Я могу выражать себя – и я живу, нет – помираю… 

…Мой Бог, так ведь в Беларуси я Дома! – ощутил я однажды за утренним кофе по совокупности всех ощущений организма и своего настроения, стабильно оптимистичного. 

Наличие у современного белоруса чувства Дома рельефно иллюстрирует следующая история, которую я назову «Беспокойные веки». Подруга моей жены рассказала, как в областной центр Беларуси в качестве медицинской туристки приезжала в этом году дальняя родственница ее мужа из Одессы. Дама содержит успешный косметический салон и узнала, какие качественные и недорогие услуги по пластике век можно получить в Беларуси. По рекомендациям нашла хирурга и настолько осталась довольна операцией, что захотела выразить свои чувства, предложив врачу официально заплатить только часть гонорара, а основную сумму передать в конверте: «У нас все так делают!». Он отказался четыре раза, а в последующие попытки (если в женщину втемяшилась какая-то эмоция-мысль, пока она её не отреагирует или не совершит покупку, остановиться не сможет) стал сбрасывать ее звонок. Так вот почему в России и Украине уровень коррупции такой высокий и тотальный не только у чиновников, но и у населения – люди не чувствуют себя Дома и разворовывают свою собственную страну, рассуждая, «с паршивой овцы хоть шерсти клок!». А в Беларуси никак не поймут, зачем красть у себя самого?!                        

2. Нюансы взаимоотношений переселенца из города и деревенской общины


Начать нужно с уточнения подзаголовка – сплоченной общины в современной русской и белорусской (здесь ситуация значительно оптимистичней) деревне нет. Есть атомизированное население, готовность активной части которого к совместным действиям появляется только во время чрезвычайных ситуаций или значимых для всех общественных работ:

- природных и техногенных катаклизмов,

- укладки асфальта на проезжую часть улицы (в агрогородке все ближайшие соседи, не сговариваясь, вышли помогать дорожным рабочим – подмести, убрать мусор, задать вопрос и дать совет). 

На менее важные работы коллективной воли у моих современников уже не хватает. Например, обнаружил на пустом участке муравейники уже средних размеров и понял, что бороться с нашествием муравьев (с каждым годом их все больше) нужно здесь, а не только на своем участке. Стал открывать муравейники и высыпать на них горячую золу, лить кипяток. Рассказал об этом соседям, рассчитывая на помощь, но каждый из них успокоил себя: «Так я на своем участке с ними безжалостно борюсь, белые гранулы покупаю». Где-то я уже это видел, подумал я и через день вспомнил – крестьянские войны Болотникова, Разина и Пугачева, когда крестьяне освобождали свою деревню от помещика и дальше с войском идти не желали – цель уже достигнута, зачем?! Классика жанра! Так что продолжаю свою борьбу в одиночестве, но результата не достигаю – моих индивидуальных сил не хватает…      

- фатального оскорбления чужаками кого-то из местных.

В русской деревне в начале 2000-х это (как мне рассказал ветеран битвы) было настоящее побоище с этнической мафией, которая попыталась получить контроль над деревней. Без всякой причины у магазина чужаки избили племянника моего собеседника (до реанимации). Местные мужики пригласили их на «стрелку». Итог - 3 трупа чужаков, приезд генерала – начальника милиции Московской области и… никаких последствий для местных. Чужаки затаились и только иногда отправляют на разведку своих подростков на мотороллерах (непосвященный даже не обратит внимание – «дети просто катаются»). Но я-то теперь знаю, что не просто дети и не просто катаются…  

В белорусской деревне конфликт носил исключительно бытовой характер. Я с волнением спросил у соседки: «Говорят на днях кого-то зарезали». Она буднично ответила: «Слишком много выступал». Состояние пострадавшего и его судьбу я уточнять не стал. 

В компактном и зацикленном на своих проблемах сельском сообществе (см. нравы и особенности отношений в деревенских сообществах в Западной Европе: роман Жоржа Сименона и фильм «Мегрэ и дело Сен-Фиакр» (Maigret et l'affaire Saint-Fiacre) и цикл рассказов Агаты Кристи о мисс Марпл) объективно важно относится к произносимым словам ответственно. Соседка по агрогородку пригласила меня бесплатно забрать излишки мускатной тыквы. Разговорились… Я, рассказывая об опыте посадки «Королевской» фасоли, сказал: «Может, при случае передадите эту информацию жене Николая Петровича, она такая мастерица – выращивает весь огород только из своих семян!» «Я с ней больше не общаюсь, - ответила соседка. – Она растрепала то, что предназначалось только для нее». «Ирина, сейчас не те времена, когда стоит из-за пустяка сориться с соседями!», – пытаясь как-то исправить ситуацию, возразил я. Она не ответила… 

У человека поверхностного, быстрого на решения может возникнуть искушение сделать вывод: «Чем меньше в сельской местности я буду взаимодействовать с соседями, тем лучше будут наши отношения». Это ошибка. Верный путь – расти над своими страстями, негармоничными привычками, эгоизмом, учиться понимать людей и не делать им больно. Только на этом пути достижима не только интеграция в местное сообщество (с которым вы встретите активную фазу глобального кризиса, в том числе продовольственного), но и личное просветление, которое неизбежно преобразит ваши отношений с соседями, самих соседей и даже физическое пространство вокруг (дома, сады и клумбы) обеспечит чистоту и порядок.             

2.1. У вас не будет второй возможности произвести первое впечатление


Серьезные отношения начнутся с проверки ваших человеческих качеств. В агрогородке через месяц после переезда в коттедж ко мне в домофон позвонил сосед и поинтересовался, не найдется ли у меня ненужной облицовочной плитки «рваный камень», которую я снимал с части цоколя дома. Какой наблюдательный, подумал я и предложил ему самому выбрать ту, которая ему понравится. 

Важно понимать, что ваша реакция на просьбу о помощи определит всё дальнейшее отношение соседей к вам. Именно в это мгновение моей земной жизни я впервые вслух употребил фразу, вынесенную в эпиграф «Если хорошо соседу, значит, хорошо и мне». Но не добавил, т.к. для этого нужно уже более широкое понимание вопроса, некий кругозор в геополитических процессах и знание нашего будущего как исторически неизбежной общины взаимопомощи. Отдав соседу, я по сути (т.к. мы одно целое) всего лишь перекладываю из одного своего кармана в другой.

Это правило действует только по отношению к благодарным людям, энергетических вампиров, тянущих из других все и как можно больше, нужно быстро выявлять и дистанцироваться от них, отключать их от энергетики своего организма и коллектива.

2. 2. Деревенская среда, в отличие от городской, воспитывает человека каждый день


В мегаполисе, где отношения между людьми формализованы и поверхностны (эталон подобного формата отношений – английское воспитание), человек может годами не попадать в ситуацию нравственного выбора, так и не прикоснувшись к подлинному Я собеседника, коллеги по работе, даже родственника. И, что самое важное, не пробудив в самом себе глубинные настоящие чувства и мысли… В деревенской среде иначе – здесь главный критерий оценки и отношения – маркер «плохой-хороший человек». На природе люди ценят не карьеру и престиж, а считают важным естественное в проживаемый нами исторический момент - выживание. Поэтому деревенская среда, в отличие от городской, воспитывает человека каждый день (см. эссе «В период острой фазы глобального кризиса быть честным снова выгодно! Но не в городе, только в деревне»). 

Но у этого воспитания есть особенности. Да, воровство – один из главных грехов в катехизисе сельского жителя, однако есть оттенки в оценке этого явления при разных обстоятельствах.  

В русской деревне у своих воровать немыслимо – немедленное присвоение статуса «изгой», у чужих, к которым относится и государство, можно, если осторожно. Подзаработать за счет несправедливого государства считается доблестью.

В белорусской деревне в отношении воровства у соседей ситуация аналогично жесткая, а вот к государству (оно же в Беларуси до сих пор социальное) относятся без российской ненависти и экзальтации. Однако признаки попыток народа воспользоваться тем, что государство плохо положило, очевидны. Гулял я с собакой вдоль шоссе, навстречу трактор, скашивающий траву на обочине. Тракторист притормозил и поинтересовался у меня строго и с утвердительной интонацией: «Воруете здесь?» «А что воровать? Я с собакой гуляю», - не понял я. И только позже догадался – трактор оставлял после себя сено…  

Именно в деревенской среде, в отличие от городской, лучшие черты характера поощряются и уважаются. Пробудившаяся во мне после переезда на природу домовитость и трудолюбие не только позволили содержать домовладение в образцовом порядке, но, что возможно важнее, создали мне у соседей репутацию человека, любящего и уважающего труд, постоянно работающего. Не пытался им понравиться, произвести впечатление – я, оказывается, на самом деле такой – работаю до результата, без скидки на усталость и плохую погоду: «Сначала дело, потом личные обстоятельства!». 

Занимаясь на природе работой не виртуальной, а практической, я смог разгадать секрет формирования из просто работающего человека Мастера. Он прост и касается всех профессий. Тайна в одном свойстве характера, у кого врожденном, у кого приобретенном (в 21 веке я считаю правильным называть это программой), постоянном (до работы, во время и после) размышлении, как сделать дело лучше. Как мне сказал заветный плотник-белорус: «Вчера долго не мог заснуть, все думал, как нам красиво и надежно соединить спиленные стволы деревьев в твоем навесе над летней кухней?».   
 
В Москве в своем кооперативном доме я безуспешно пытался построить хоть какое-то подобие общины для совместного решения вопросов управления домом и прилегающей территории – создал на сайте своего журнала форум, помогал председателю, участвовал в собраниях. Без толку! Жители мегаполиса хоть и находятся в одном месте (точнее, друг над другом), но эмоционально они далеки друг от друга бесконечно. 

Например, какова суть брака в современном городе – встретились два эгоизма и попытались создать семью, «как у родителей, бабушки и дедушки…». Встретились две уникальные в своих привычках и жизненных принципах индивидуальности, не умеющие по-настоящему ни работать, ни преодолевать трудности, которым научить своих детей, по сути, нечему. Разве что, как пользоваться электронной книгой.  
  
Следующим шагом в моей программе интеграции в сельскую общину (которой выражено пока нет) стала подготовка к суровым временам, которые готовят глобализаторы для всех, кроме себя. Объяснить, что именно я делаю и зачем, деревенским жителям не возможно (необходим широкий кругозор, высокая познавательная активность и интеллектуальное мужество как способность изменить свои убеждения, если новые факты доказывают обратное, чтобы увидеть мир не под тем ракурсом, который предлагает традиционная школа, вуз и телевидение). 
         
Также жизнь на природе возвращает человека к естественным природным циклам (ведь человек – часть экосистемы). Живя в доме, имея сад и огород, а может и домашнюю живность, прогноз погоды становится столь же важной информацией, как артериальное давление для гипертоника. Силы нужно беречь, чтобы их хватило на все дела и заботы, поэтому не стоит поливать огород и газон, если в прогнозе заявлен ночной дождь. А если его отменят? – просыпается в вас глубинная тревога… Климат стал непредсказуем, поэтому единственной верной личной стратегией предугадывания погоды для меня стала следующая – сочетание информации лучшего сайта для Беларуси rp5.by (обязательно выберите свой населенный пункт) и визуальных наблюдений за облаками, влажностью и ветром. В наше нестабильное время гарантированный дождь можно ожидать только когда в прогнозе заявлены осадки выше среднего и на 2/4 суток подряд (например, полдень и вечер). «Такой дождь они отменить не посмеют!» - успокаиваю себя. 

2.3. Деревенский негодяй и три стратегии его нейтрализации


Деревенский негодяй (в отличие от негодяя городского, который водится не в домах, где соседи не общаются, а в офисах) очень заметен и является, к сожалению, краеугольным камнем местных взаимоотношений. Ведь своей травлей он, по сути, пытается убить избранную жертву (мешающую его планам), хоть только и словами… Но слова-то, как уже тысячи лет знают колдуны (а недавно поняли и ученые-физики), материальны. Негодяй отравляет, словно воду в колодце, эмоциональную среду местного сообщества, делая пребывание в нем для людей с тонко организованной психической культурой адом на Земле. Только по этой причине мы уделяем данному явлению особое внимание.

Мне в русской деревне пришлось столкнуться, пожалуй, с самым свирепым видом негодяя – местным прорабом-барыгой. Это такой вечный персонаж, подобно Гарпагону Мольера, Душечке Чехова или гоголевскому Ноздреву, но с тем отличием, что он еще не нашел своего писателя. Подобный тип (громкий, самодовольный, садист по отношению к подчиненным и льстец в общении с застройщиком) подлинный герой нашего времени. Самый богатый житель деревни исключительно, как он верит, благодаря своим талантам к усушке, утруске и двойной бухгалтерии в зарплатах гастарбайтеров. Случайно (мне эта тема совершенно не интересна), будучи покупателем одного из коттеджей застройщика, я наступил на хвост местной строительной мафии в лице прораба. Что после этого началось, описать сможет только художник-баталист… 

Я спонтанно отреагировал так, что мир есть, а его такого важного, такого старшего прораба в нем нет, то есть стал полностью игнорировать. Он встревожился – как я узнал о компании травли, кто стукач в его окружении? Информатор, полагаю, так найден и не был, ведь его не было. Прораб не знал, что написано в моем гороскопе: «В отличие от большинства людей, вы лучше понимаете темные стороны жизни. Нести людям свет правды, "выводить на чистую воду " — один из важных мотивов вашего поведения. Вы обладаете глубоким, порой сверхъестественным восприятием внутренних побуждений и состояний людей, что можно использовать как во благо, так и во вред». 

Однажды он работал в соседнем коттедже и забыл закрыть окна, и я смог своими ушами услышать то, что определил по косвенным признакам уже полгода назад. Прораб не, останавливаясь даже на перекур, клял меня всеми доступными ему оборотами речи. Его монолог явно был рассчитан не столько на слушателей-рабочих, сколько как терапия для обретения внутреннего равновесия. Степень экзальтации навела меня на мысль, что он пребывает в пограничном состоянии, в одном шаге от болезни (не зря же меня учили на психолога). Но нет, физически он здоров, столь высокий градус ненависти является обычным и не опасным для организма деревенского негодяя.

До начала открытой фазы конфликта видел, как прораб унижал и травил одного работягу. Из разговора с этой жертвой позже узнал, что у него высшее образование, квартира в Москве и он племянник одного из председателей КГБ СССР. Последняя информация позволила мне предположить, что прорабу, возможно, доставляет особое удовольствие наблюдать унижение человека, который в прежние времена мог одним телефонным звонком отправить его на Колыму, а теперь не может даже ответить на оскорбления.  
           
Потом уже перед отъездом в очереди на почте, услышал, что какая-то местная женщина («эта» как называла ее операционистка) ее бешено травит. Боже, куда я попал?! – с тоской подумал я. – Может, толстовский Платон Каратаев – мистификация, лишь плод воображения писателя или, что вероятней, мечта, собирательный образ, в природе никогда и не встречавшийся?! В своих воспоминаниях Софья Андреевна Толстая рассказала о невероятном – Лев Толстой понимал людей умозрительно. Единожды составив определенное мнение, он больше его не менял, тем самым как бы отрицая сложность жизни и человеческого характера (очень важное примечание 2).

В белорусском агрогородке я за 7 лет имел возможность наблюдать это явление только один раз. Некая женщина, посчитав своего мужа ущемленным в деловом вопросе, вбросила какие-то мне не известные клеветнические утверждения в мой адрес в женское сообщество, преимущественно молодых мамаш. В течение недели прогуливающиеся по улице мимо моего дома мамаши, встречали меня слегка испуганными, удивленными взглядами, а одна пожилая соседка, будучи натурой, наверное, непосредственной, не смогла удержаться от того, чтобы, когда я с ней здоровался, немного не отскочить от меня, потупив взгляд. Через неделю чужие эмоции в односельчанах заместились своими свежими, «шокирующие факты» выцвели, никаких следов в моих отношениях с соседями не оставив. 

Как определить, что в отношении вас началась травля? Только по косвенным признакам, так как никто из соседей не решится вам сообщить о ней. По поведению односельчан женщина или мужчина с достаточно развитым эмоциональным интеллектом заметит, как местные: отводят глаза, стараются вас не замечать, если смотрят, то взгляд удивленный (очень редко сочувствующий), словно знают, как вы выглядите без одежды или некую постыдную вашу тайну…      
     
Три возможные стратегии (ваш опыт и наблюдательность добавят к моим свой вариант):

1. попытка упредить клевету негодяя, сообщая всем о его коварных замыслах и темной личности – нейтрализуя его информацию. Для активных и имеющих широкий спектр моделей поведения вплоть до почти неприличных…

2. игнорирование клеветы (некомментирование ее) и в противовес распространяемой негативной информации становиться еще лучше, сердечней, в большей степени готовым к помощи местным жителям и сообществу в целом. Нужно понимать, что хоть вы подарите местной школе оборудование для компьютерного класса, те, кто вас травят, продолжат это с еще большим остервенением, а местные жители по-прежнему будут их слушать, может быть, веря не всему сказанному… 

3. комбинированная – когда для представителей положительной референтной группы (3) вы используете стратегию № 1, а по отношению ко всем остальным местным жителям стратегию № 2, то есть не предпринимаете никаких ответных действий.

В этом месте своих размышлений я вспомнил о русском театре, закулисные страсти в котором не уступают, а возможно и превосходят, деревенские.  Фаина Раневская определила атмосферу в труппе (полагаю, в театре им. Моссовета) кратко и резко: «Талантливые дружат, бездарные травят». Не забываемы для меня рассказы учителя биологии, который в юности подрабатывал в Театре на Таганке осветителем. Видел плачущего Высоцкого после срыва им по причине нетрезвого состояния спектакля; рассказывал, как часть труппы травила его (за глаза, конечно). Это нашло подтверждение в воспоминаниях участкового, расследовавшего смерть артиста (убийство по неосторожности) (см. 1й абзац гл. «Первые подозрения»). Ярким примером нездорового эмоционального климата в труппе является и «Театральный роман» Михаила Булгакова. 

Могут возникнуть два закономерных вопроса:

Первый вопрос: зачем тогда бороться за Россию, если последние носители аутентичного менталитета – сельские жители так… не гармоничны и далеки от замысла Единого по духовной эволюции живых существ? 

Ответ: ради лучших представителей сельского сообщества. В сравнении с активными негодяями (ведь есть еще и пассивные, себя в информационном пространстве особо не проявляющие и делающие свои дела тихо) и обывателями (см. эссе «Прощай, обыватель!») их немного. По моим субъективным наблюдениям, статистика для русской деревни: лучшие – 10-15 %, негодяи – 5-7 %, обыватели – 70-80 %; для белорусской: лучшие – 20-40 %, негодяи – не имею статистики (была одна, но она городская); обыватели – 50-70 %.

Второй вопрос: что может изменить не вполне здоровый эмоциональный и моральный климат в русской деревне? 

Вижу две возможности:

эпические страдания, которые как во все войны облагораживали народ (вариант, которого, конечно, хотелось бы избежать),

- массовый переезд в сельскую местность городской интеллигенции. Та ее часть, что стремится сменить город на деревню, самая здоровая, не бесполезная, перспективная (имеющая шанс на выживание). Люди, воспитанные и твердо последовательно придерживающиеся норм поведения приличного человека способны явить местному сообществу модель поведения, которая сделает клеветнические компании бесполезными. Достаточно значительному числу местного сообщества заявить клеветнику: «Я не буду слушать ваши измышления о моих соседях! Я сам составлю мнение, кто из них хорош, а кто плох!». Клеветник останется в одиночестве со своей ненавистью, а отрицательные эмоции, которые не получается отреагировать, неизбежно начнут разрушать его самого. Изгоем станет не жертва клеветника, а наконец он сам.  
   
Уже есть пример интеллигентов живших в деревне постоянно, скажем, писателя Виктора Астафьева. Именно в деревне, а не на даче в поселке писателей, в такой же искусственной среде, как город, только чуть-чуть погармоничней. В искусственной среде города русская интеллигенция в 20 веке – в 21 тем более! – однозначно не сможет создать культурный продукт, подлинный, жизненно необходимый ее народу, славянской цивилизации в целом.  

Иногда у меня возникла вопрос, зачем в моей судьбе случилась эта встреча с негодяем? Разве не лучше бы, если бы ее не было? Какой в моих страданиях был смысл? Понимаешь, – говорил я себе, – когда исполняешь свое предназначение, движешься не по случайной кривой, а в рамках предопределенных событий и опыта, всё – даже самое ничтожное событие или переживание – оказывается «в тему», не напрасно, бессмертно. Я стал мудрее, узнав о жизни больше, возможно, именно мне для решения моих задач предназначена была эта информация. Жаль, что не информация о том, как глубже понять древнегреческую архитектуру или историю английского кинематографа 20-40 годов… Окончательно же я успокоился только после написания эссе о том, что всё есть литература… 

2.4. Как по косвенным признакам понять, что сельские жители стали относиться к вам благожелательно?


Очень просто - вы стали получать подарки и другие знаки внимания. Самые значимые подарки, которые вы можете принять в деревне от местных жителей – навоз (конкретно я получил тачку куриного помета) и приглашение за грибами. Второго типа доверия я еще не добился – двух соседей просил, одни приняли к сведению, у других муж согласился, но жена потом отозвала приглашение. Грибные места – это одна из самых заветных деревенских ценностей. В русской деревне я был удивлен, с какой экзальтацией один из соседей сообщил мне, что, условно, «кукуевские» вторглись в прошлый вторник, «Петрович видел», в грибные места местных. Поножовщины не было, но напряжения в историю отношений двух сообществ это прибавило.   

Например, звоните вы соседке и предлагаете, зная ее интересы, взять для посадки очень вкусной картошки из Минской области, которую получили в доставке продуктов. Сломался у вас кронштейн колеса на тачке, вы починить не можете и решаете купить новую, не на одном колесе, а не двух. Звоните соседу и предлагаете взять старую тачку в свое хозяйство – для него ремонт не проблема. Или просит у вас сосед ваш качественный шуруповерт для монтажа кровли – дайте, высокую раздвижную лестницу – дайте с энтузиазмом. Ведь это уникальные возможности проявить свои лучшие качества, а не беречь их всю жизнь, одаривая ими только любимую собаку или кошку.

В русской деревне сосед-отставной военный, москвич говорил: «Я свой инструмент никому не даю!» и был частично прав. Дашь безответственному человеку – он может вернуть его сломанным и без всякой надежды на компенсацию. Однако его стратегия верна лишь для стабильных времен; во времена же настоящие и будущие, требующие взаимопомощи и общинности, нужно пересилить свой эгоизм, страх потери собственности и недоверие, смелее идти навстречу соседу. 
    
«Вы такой неутомимый огородник!» - говорит мне соседка по агрогородку, когда я приношу ей очередную новинку. Уже раздал всем ближайшим соседям лимонник (замена поливитаминам), очень длительного хранения морозостойкий и крупный чеснок (сестра прислала жене из Новосибирска), королевскую фасоль (лиана 4 м, очень крупные белые плоды), тибетскую малину (гибрид ежевики, земляники и малины). «Неутомимый и прозорливый, ведь я знаю, что суровые времена для едоков на всей Земле стремительно приближаются – жена отслеживает по долгу службы мировой продовольственный рынок, я по призванию – геополитическую ситуацию», – отвечаю я соседке про себя.  
     
И вот однажды количество ваших благородных поступков перейдет в качество:
- соседка позвонит в ваш домофон и скажет: «Сережа, в магазине у церкви продают хороший чеснок и дешевле, чем на рынке – не прозевай!».
- другая соседка в сердцах скажет: «Ты раньше все проходил мимо меня с собакой, а теперь тебя совсем не видно! Не собираешься взять щенка?» (она работает в собачьем питомнике).
- позвонишь соседу – возможно ли купить немного его замечательного сладкого перца для борща, а он насыплет больше ожидаемого в 4 раза и денег не возьмет…    
       
Белорусские жители агрогородка – однозначно лучшие соседи в моей жизни! Как теперь понимаю, всю свою сознательную жизнь я искал не только ответы на вопросы «Как устроен этот мир на самом деле?», «Зачем я в нем нахожусь?», но и своих заветных людей…   

2.5.  Рекомендации по обустройству в сельской местности 


Мною накоплен огромный осознанный перепроверенный опыт, настолько важный и актуальный, что впору давать консультации… 

- Тест насколько вы хороший хозяин. 

Вы вышли на участок собрать зелень для салата и заметили – из свежестриженного газона торчит травинка, если вы можете сделать вид, что не заметили непорядка и пройти мимо, вы не идеальный хозяин, если нагнулись и сорвали травинку – это ваше дело, ваш образ жизни, вы нашли свое призвание и, возможно, счастье. Почему этот тест так важен? Если вы не получаете удовольствия от хорошо сделанной работы, от наведенного порядка и самого процесса его создания, то дом и участок, постоянно требующий вашей заботы, может оказаться в тягость. Жизнь на природе для людей ленивых или просто не привычных к физическому труду может превратиться в кошмар – ежечасные страдания.

- для горожан с ранимой нервной системой и, привыкших к благам цивилизации, идеальное место – деревня в непосредственной максимум 3-7 км близости от города (лучше областного центра). 20-40 % соседей будут с городским менталитетом, населенный пункт – с современными качественными домами, асфальтом и развитыми коммуникациями жизнеобеспечения. 

- строить нужно только самому, желательно купольный дом с эффективной кирпичной печью в центре, способной его отопить без участия электричества и газа. Дом-систему, интегрированный с подполом для хранения продуктов, круглогодичной теплицей-термосом, ветровой электростанцией с вертикальными лопастями или гибридной с солнечными панелями (у меня только солнечные панели – это ошибка)

- участок целесообразно купить на границе населенного пункта, чтобы можно было за границами своего участка посадить дополнительный сад, например, крупные деревья – орехи: пекан, фундук, грецкий, а может и разбить грядки.

- целесообразно по максимуму сажать на участке растения двойного назначения – интересные декоративно и одновременно полезные (еда и лечение): курильский чай (лапчатка), лимонник китайский, шиповник, облепиху, боярышник и т.п. 

- соотношение площади европейского газона и сада-огорода должно быть разумным. Газон и изыски ландшафтного дизайна требуют значительных затрат времени и воды, в кризисные времена они становятся – уже стали! - бременем.  

- категорически и однозначно нужно перед покупкой участка разобраться, кто будет вашим непосредственным соседом (общий забор). Семья одной моей знакомой купила участок с недостроенным домом вместе с проблемным соседом. Ужасы взаимодействия с ним усугубились обстоятельством, что его приятель оказался главным архитектором области. Суды и нервотрепка – трудности преходящие, а вот необходимость выходить из своего дома на участок и портить настроение, видя соседа, его жену, его детей, его дом – страдания многолетние. Вместо соратника в кризисные времена моя знакомая получила беспокойную жизнь и суровые препятствия на пути духовной эволюции.  
     
- у отдаленных мест есть проблема, о которой неопытные городские переселенцы не догадываются,  – отсутствие быстрого и качественного сервиса бытовой техники (например, сервис-центры в Беларуси вне столицы только принимают технику, ремонтируют или принимают решение о замене только в Минске, и это занимает 1-3 недели). Выбор мастеров по ремонту окон, электрики и водоснабжения даже в областных центрах снижается год от года. Например, закрылся местный частный сервис-центр по обслуживанию газовых котлов, его базу клиентов получила минская фирма и, конечно, предложила цену на 30 % выше прежней (т.к. мастеру теперь нужно ехать за 300 км и то только в 1 день в неделю). Или в мае 2019 года звоню мастеру по ремонту замков, чьими услугами пользовался 2 года назад, он говорит: «А я больше этим не занимаюсь».   
И т.д. и т.п.

Послесловие


Сегодня, в 2019 году, после 9 лет отъезда из родной Москвы не сожалею ли я о радикальном изменении сценария жизни? Нет! Сожалею исключительно о том, что переехал жить в Беларусь только в 2012 году. Если бы знал, что в плане межличностных отношений здесь такое высокое качество жизни, сделал бы это гораздо раньше. С 2012 года отмечаю только один праздник (официальные даты, Новый год и прочие, оставляют меня равнодушным) – 1 июля – день переезда в Беларусь на постоянное место жительства.

Не ошибся ли я, уехав из русской деревни? Тоже нет! Как уже писал, «Россия как не монолитная, не ментально единая община не была готова к 20 веку. К 21 она не готова тем более». Не адекватные вызовам времени люди в нестандартной ситуации будут вести себя не адекватно своей пользе и предназначению. Их снова и снова будут увлекать умозрительными оторванными от их почвы и традиций идеями. Блуждать среди интернациональных химер (симулякров) капитализма, социализма, евразийства и коммунизма они будут слишком долго…

Мое сочувствие к ним, к их досадным (даже нелепым в 21 веке жертвам, нынешним и будущим) безгранично и тотально. Как им помочь, как остановить сценарий деградации России я, в силу своих скромных возможностей, предложил в эссе «Пришло ли время создать интернет-магазин, объединяющий фермеров и покупателей славянских стран, как интеграционный проект?»  

19.06.2019 г.

Сергей Селихов
Skype: sergey_g_s

На развитие журнала "Женщина Москва" wmos.ru:


Яндекс.Кошелек
41001122868666

Вебмани
R242109490288

Спасибо!

Примечание


1. «— Дофамин создает чувство радости от того, что человек находит что-то необходимое. Это то чувство, когда люди произносят: «Эврика! Я нашел!»
— Эндорфин формирует чувство легкости и забвения, которое помогает смягчать боль. Часто такое состояние называют эйфорией».
Книга «Гормоны счастья. Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин» Лоретта Грациано Бройнинг - https://www.libfox.ru/602164-loretta-broyning-gormony-schastya-kak-priuchit-mozg-vyrabatyvat-serotonin-dofamin-endorfin-i-oksitotsin.html

2. Мемуары Софьи Андреевны Толстой «Моя жизнь».

«В каждом человеке Лев Николаевич видит тип цельный, художественно удовлетворяющий его. Но если в тип этот случайно вкрадется черта характера, нарушающая цельность типа, Лев Николаевич ее не замечает и не хочет видеть. Ему укажешь: «А вот ты заметь, этот человек кажется тебе исключительно занятый умственными интересами, а он любит всегда сам на кухне готовить...» «Не может быть», — отрицает Лев Николаевич. Или: «Ты поэтизировал такую-то А. А., считал ее высоконравственной и идеалисткой, а она родила незаконного сына не от мужа». Лев Николаевич ни за что не верит и продолжает видеть то, что раз создало его воображение».

«ЧЕРЕПАХА» Архиепископ Нафанаил (Львов, ╬1985)

«Скорлупа черепахи — это ее ребра. Только у людей и других животных ребра бывают отдельно, а у черепахи ребра срослись в скорлупу. Главное же, что у всех животных ребра бывают под мясом, а у черепахи ребра сверху, а мясо под ними...»

Что за чушь? Кто же не знает, что у черепах, как и у всех позвоночных, есть ребра внутри ее тела, что ее щит (скорлупа) это затвердевшая кожа, а никак не ребра? Кто не видел в самых начальных книгах по зоологии скелета черепахи? Какой глупец мог написать такой вздор?

Это написал знаменитый писатель Лев Николаевич Толстой в своем рассказе «Черепаха», который и до сих пор, со всей приведенной тут ерундой, издается в многомиллионном множестве.

И с какой самоуверенностью, с каким поучающим пафосом это написано! Не просто оговорился, а остановился и подробнее написал свое, как и все у него, гениальное, открытие, что у черепах ребра «над мясом». Таких, столь же самоуверенных и столь же невежественных заявлений у него много, особенно в области бесконечно более важной, чем все иные, в области религиозной.
Бедные, бедные люди, и ведь их были большие тысячи, а сотни остались и по сей час, которые пошли за этим невежественным и самоуверенным, не умевшим учиться человеком только потому, что он был очень талантливым писателем, жизнь свою строили по его указаниям. Сам слепой, скольких слепых он привел в яму и как много ему обязана наша Россия и весь мир своей страшной катастрофой…
https://scorpig.livejournal.com/301891.html

3. Референтная группа (от лат. referens - сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. (Группа, мнение которой о самом человеке, является для него значимым, – уточнение автора).

Референтная группа выполняет в основном две функции - нормативную и сравнительную. Нормативная проявляется в мотивационных процессах: референтная группа выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в перцептивных процессах: референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.

Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой.

Выделяют также:
"положительные" референтные группы: те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять.
"отрицательные" референтные группы: относятся референтные группы, вызывающие у индивида неприятие.

У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп в зависимости от разных видов отношений и деятельности. (Например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и т. д.). 

4. Эта история не относится к нашему повествованию буквально, но она слишком выразительна. Тетушки, как я их называл про себя (две сестры-пенсионерки, одна из которых была подругой моей мамы), рассказывали мне историю об одной своей знакомой, в начале 1990-х годов впервые побывавшей в Париже. Вернувшись в Москву, она не хотела выходить из дома 1,5 месяца. Продукты по ее просьбе покупал муж. Потом, поездив по разным странам, она выбрала для эмиграции Австралию (см. эссе "Москва - Сидней").      

Расширение темы


1. Чтобы лучше понять белорусский народ, полезно познакомиться с результатами исследования «Ценности населения Беларуси - результаты социологического исследования» 30.05.19 http://kef.by/upload/iblock/5fd/SR_19_01.pdf 
Важное уточнение – исследование профинансировано Европейским Союзом, поэтому к его результатам стоит относиться с долей сомнения.


Сохранить в закладки: google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru wong.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru
 
 
Автор: (tanya) Таня
Дата: 23.06.2019 09:48:47
О Толстом - это свежо! Вообще, сейчас открывается столько интересных документов, позволяющих по-новому воспринимать забронзовевших кумиров. Спасибо.
 
 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.
Наверх