Первостепенная задача - не позволить ближнему погибнуть ни физически, ни духовно. Выйдя из раковины обособленного существования и протянув руку помощи другому, мы спасаем в действительности не только его, но и самих себя. Взаимопомощь в быту составляет лишь первый шаг в правильном направлении. Воссоздав разорванные связи и соединившись с единомышленниками в клубы, общины мы окажемся непобедимы.
Солидарность - это, поистине, тот могучий рычаг, с помощью которого возможно укрепить пошатнувшийся фундамент нашей жизни. Только с возвращением идеи общего блага, обретением коллективных целей и смыслов, возобновлением строительного духа, так свойственного прежде нашей цивилизации, открывается путь к ее грядущему подъему. А.Н. Самарин, философ
Павел Лунгин снял художественный фильм о жизни монастыря
Закончился съемочный период нового художественного фильма Павла Лунгина – «Остров». Это, пожалуй, первый фильм в российском кинематографе, повествующий о жизни православного монастыря. События, по сценарию Дмитрия Соболева, начинаются в годы Великой Отечественной войны. Русский солдат Анатолий попадает в немецкий плен и, чтобы сохранить себе жизнь, расстреливает одного из своих товарищей. После этого Анатолий попадает на маленький остров где-то в северном море и остается наедине с собой и своей совестью. Но на острове оказались еще жители – монахи полуразрушенного монастыря. Они и помогли Анатолию выжить.
Далее события переносятся в 80-годы прошлого столетия, и зритель видит старца Анатолия, которого здесь очень почитают. Всей своей подвижнической жизнью на острове Анатолий хочет получить у Бога прощение за свой страшный грех убийства. Но почувствовал это прощение Анатолий только после чуда, дарованного ему по милости Божией. В монастырь приезжает тот самый товарищ, которого Анатолий расстреливал сорок лет назад, но которому чудесным образом удалось спастись…
В главной роли в фильме «Остров» снялся известный актер Петр Мамонов (в роли молодого Анатолия – Тимофей Трибунцев). В роли настоятеля монастыря – Виктор Сухоруков. В роли монаха – Дмитрий Дюжев.
Авторы картины и актеры с большим вниманием подходили к своей работе. Каждый что-то понял лично для себя. С кем-то происходили необычные события.
Виктор Сухоруков рассказал, что перед съемками по приглашению Лидии Николаевны Федосеевой-Шукшиной он побывал на Дону. За три дня он дважды побывал в разных монастырях. Как будто кто-то подталкивал его к святым местам.
Режиссер Павел Лунгин готовился к работе очень тщательно. Общался со священниками, ездил в Патриархию. Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев – верующие люди, поэтому, по словам Виктора Сухорукова, актеры «аккуратно относились к слову».
На вопрос о чем этот фильм, Виктор Сухоруков ответил: «о вере, о выборе, о совести».
Анатолием древние греки называли жителя Анатолии (т.е. Малой Азии). Анатолия была на востоке от Греции и само слово "Анатоле" в переводе с греческого означает "восток".
Восток - сторона света, связанная с символикой возрождения. С востока пришла Вифлеемская звезда, возвестившая о рождении мессии, на востоке всходит солнце. Это земля Духа, там располагается рай. Не случайно алтарь христианского храма обращен в сторону востока.
Имя главного героя фильма «Остров» Анатолий, и это, скорее всего, не случайно. История его жизни это история возрождения, катарсиса, искупления смертного греха. Убийство – его грех и перед человеком и перед Богом. Анатолий получает прощение от первого и теперь может уйти ко второму. Достоевский писал, что Бог и грех нераздельны. В бездне Бога открывается взгляд на бездну греха. В бездне греха рождается тоска по Богу. Тоска снедает Анатолия, его поступки (совет искать пропавшего мужа во Франции, бросание головешки, уничтожение сапог и одеяла настоятеля, поклоны «не в ту сторону») сперва кажутся нам странными, но «кто хочет быть мудрым в мире сем, будь безумным...».
Анатолий сумел найти выход. Сумел, потому что у него была сила. Для покаяния силы нужно не меньше, чем для убийства. Даже больше. Великие покаяния реже, чем великие убийства.
Красивый фильм: визуально, замысел, актеры (Сухоруков, Мамонов, Дюжев)! Вот о чем я думал во время просмотра. Божественная благодать (по замыслу сценариста) дается не носителям традиционного православия, а «неформалу» отцу Анатолию. Именно он способен исцелять и тем самым реально помогать своему народу, именно он - условие для духовного роста и очищения монастырской братии… Сегодня, когда русская цивилизация стоит перед решением сложнейших задач, такие акценты выглядят как попытка пророчества, попытка показать верный путь (по мнению создателей фильма).
Карельская природа – лаконичная, строгая, как черно-белая фотография, не отвлекает от замысла, смысла… Прекрасная операторская работа. Кинокадр самоценен, как фотография. Другой пример подобного качества – фильм Звягинцева «Возвращение».
Типы людей, приходивших в монастырь (за исключением первой девушки, мучимой вопросом аборта), показались мне не похожими на людей 70-х годов прошлого века. Я хоть и был тогда мал, но помню их хорошо. Дело здесь не в одежде, а в поведении, выражении лиц, интонации. Видя именно такие фильмы понимаешь, что кинематограф наш, как и культура возрождаются. Спасибо создателям фильма «Остров» за эту веру!
На сайте фильма остров есть любопытный раздел, где можно пройти тест («Судьба»), попросить прощения эл. письмом («Прощение») и излить душу («Признание»). Я воспользовалась первым, меня слегка обманули, не указав обещанное ранее число тех, кто получил такой же результат, и выдали следующее:
«Вы относитесь к категории тех людей, которые трезво оценивают ситуацию, прежде чем начинают действовать, поэтому из многих затруднительных положений, особенно когда перед вами встаёт ситуация выбора, вы выходите с достоинством. Вы очень осторожны и внимательны, но при всём при этом спокойно можете поддаться авантюре. С Вами легко и комфортно, поэтому вокруг вас много друзей и знакомых. Однако, вы достаточно независимы и у вас есть свой «Кодекс чести», опираясь на который, вы под частую судите людей по себе, часто не замечая того, что вы причиняете своими действиями другим вред. Вы быстро начинаете реагировать на нападки в вашу сторону и в любой момент от Вас можно ожидать ответного нападения. Но, к сожалению, то, что хорошо для Вас, не всегда бывает хорошо для других. Запомните это.»
Уже запоминаю…Стесняюсь
Премия "Золотой Орел" в главной номинации - "Лучший игровой фильм" - присуждена картине режиссера Павла Лунгина "Остров".
Церемония объявления лауреатов и вручения премий состоялась в субботу на киностудии Мосфильм.
Выдвинутый по восьми номинациям, "Остров" получил шесть "Золотых Орлов". Премиями награждены за лучшую режиссерскую работу Павел Лунгин, за лучший сценарий - Дмитрий Соболев, за лучшую мужскую роль - Петр Мамонов, за лучшую мужскую роль второго плана - Виктор Сухоруков, за лучшую операторскую работу - Андрей Жегалов.
Выступление Петра Мамонова на церемонии вручения национальной премии "Золотой орел"
"...Субботняя церемония "Золотого орла" была явно заточена под оскаровский стандарт, отмечает "Коммерсант". Участники старательно изображали ироничную небрежность: эксцентричный ведущий (в этом году это был Иван Ургант), минималистичные декорации, видеоролики к номинациям и бесконечные благодарственные речи, в которых не обходится без поминания академиков.
Актеры дурачились, бранились с ведущим и обращались к своим коллегам в зале. Всплеском, нарушившим легкомысленное течение церемонии, стала речь Петра Мамонова.
Весь облик актера резко контрастировал со светской атмосферой мероприятия и лощеными "вручантами" (приз поднесли режиссер Федор Бондарчук и актриса Виктория Толстоганова). Актер и певец пришел на церемонию в вязаной кофте, потертых джинсах и грязных кроссовках. Речь Мамонова началась, как и всякая другая, с благодарностей. Но благодарил он не академиков и родственников, как положено, а Бога и народ, который его "воспитал и вскормил". И лишь затем упомянул киноакадемию "Золотой орел".
"Как-то я здесь не к месту, не мое это... Меня вот перед церемонией в коридоре окружили - идолопоклонство все это... А я вот хочу сказать, пусть Паша (режиссер Павел Лунгин - Прим. ред.) на меня не обижается: вот какое-то так себе кинцо - и вся страна рыдает!". Он назвал ажиотаж вокруг фильма "Остров" нездоровым (это замечание вызвало в зале некоторое смятение), после чего вспомнил, что оператор "Острова" Андрей Жегалов умер на съемках другой картины из-за отсутствия в группе врача.
Далее он отметил, что то, что реально происходит в стране и над чем действительно стоит убиваться, никого не волнует: "А вы все играете, но эта ваша беспечная жизнь приведет к тому, что мы все будем учить китайский язык. Мой внук наверняка будет подсобным рабочим на нефтяной вышке, которой будет управлять китаец. Путин это должен решать? Путин - хлюпенький, он разведчик, что он может? Это мы должны что-то делать. Если так дальше дело пойдет, будем все на китайцев работать. А у них Бога нет, вот они нам и покажут...".
В заключение Мамонов призвал русских женщин отказаться от абортов: "А мы каждый год убиваем четыре миллиона будущих суворовых и пушкиных. Девки, давайте рожайте!"
После этой не то речи, не то проповеди всем, отмечают газеты, похоже, стало очень неловко. Зрителям, среди которых были в основном академики, чиновники и номинанты, ничего не оставалось, как на этот взрыв нонконформизма ответить аплодисментами. Скорее нервными, чем восторженными..."
Единственное в чем он, на мой взгяд, не совсем точен - в призыве рожать только к женщинам. Ведь женщина принимает такое решение, только если рядом есть надежный мужчина. Так что это призыв и к мужчинам!
Лучшим российским игровым фильмом года названа лента Павла Лунгина "Остров". Он же получил приз в номинации "Лучшая режиссерская работа". Об этом объявлено в пятницу вечером на торжественной церемонии вручения Национальной кинематографической премии "Ника", прошедшей в Москве.
вот и радость большая для меня - еще раз! я смотрле фильм, как только он вышел на экраны Москвы. неделю после него чувствовала себя просветленной
хочется процитировать Проповедь, прочитанную Мамоновым на сочинском пляже прошлым летом
– Ведь как все нынче извращено. Вот критики тут недавно фильм «Остров» Павла Лунгина разбирали, о церкви говорили как о чем-то ветхожитийном, типа «Илья Муромец». Как жить дальше, если ни во что не веришь? Будешь пихаться налево-направо. А если вера есть, как не хочется сесть, все уступишь старухе место. Вот тебе и все христианство. Посуду помой вне очереди. Христианский поступок? Христианский. Ведро вынеси. Ну не настаивай на своем. Не ори: «Не разогрето!». Потерпи минуты две. Она, бедная, сейчас разогреет. Тоже устала. Ее по-своему мутит-крутит. Что ты все «жена должна», «муж должен». Любовь — это не сю-сю, му-сю. Не Асадов. Это тяготы друг друга нести.
Лежит человек рожей в снег. Почему думаем, что пьяный, может, у него сердце? А если и пьяный. Посади его на парапет, чтоб не замерз. Бежим мимо. Мимо себя. Сделаешь что-то такое… Лежишь вечером и думаешь: «Чо тебе так хорошо? Чо тебя тащит так? Вроде и не пил. Почему комфортно на душе? А… Сегодня бабке сумку помог — три ступеньки…». Он же нам сторицей…
Мне здесь одна девушка говорит: «Не люблю своих родителей». Обожди. А ты им помогаешь? В магазин ходишь? «Да, — отвечает, — все, что нужно, делаю». Значит, любишь, а что там в чувствах копаться. Плюнь ты на это. Нельзя по чувствам жить. Сегодня — солнышко. Завтра — дождичек пошел. Упал, ногу сломал — третье чувство. Жить надо по закону: не «Дай», а «На». Как это так, недоумевают, снимут верхнюю одежду — отдай и рубашку? Привыкли жить навыворот. У нас на голове, если пощупать, образовалось плоское местечко, на котором удобно стоять. Так и живем — вверх ногами. Все, что Богу угодно, презираем. Сильный помоги слабому. У нас — задави. Богатый — отдай. У нас — хапани, да охрану поставь, чтоб не украли.
Фильм просто удивительный!!! Смотрела его 2 раза уже и знаю, что буду пересматривать еще раз. Люблю смотреть во время Великого поста. Огромное спасибо за этот фильм нашему кинематографу!