Первостепенная задача - не позволить ближнему погибнуть ни физически, ни духовно. Выйдя из раковины обособленного существования и протянув руку помощи другому, мы спасаем в действительности не только его, но и самих себя. Взаимопомощь в быту составляет лишь первый шаг в правильном направлении. Воссоздав разорванные связи и соединившись с единомышленниками в клубы, общины мы окажемся непобедимы.
Солидарность - это, поистине, тот могучий рычаг, с помощью которого возможно укрепить пошатнувшийся фундамент нашей жизни. Только с возвращением идеи общего блага, обретением коллективных целей и смыслов, возобновлением строительного духа, так свойственного прежде нашей цивилизации, открывается путь к ее грядущему подъему. А.Н. Самарин, философ
Русский женский портрет... Изумительные лица, интересные личности. История в лицах и судьбах. Можно разглядывать бесконечно подробности костюмов, деталей: видны пуговички, кружавчики, крючочки, украшения, даже фактуру ткани можно почувствовать.
НО ПОЧЕМУ? Почему, ни на одном женском портрете, где изображена декольтированная дама я не вижу нательного крестика на шее? Ведь все без исключения были православные. Не придирайтесь к словам, в большинстве своём были православными! Русские императрицы тоже без крестика.
Почему так? Законы портретного жанра? Какие? А как же поговорка: "Креста на тебе нет!"( при обращении к бесчестному человеку).
Кто-нибудь знает ответ на этот вопрос по истории портретного жанра?
Вот ссылка на галерею Русского портрета:
http://rusportrait.narod.ru/main.html Посмотрели? Убедились в отсутствии нательного креста у дам 17-19 веков? А почему?
Спасибо заранее за ответы.
Татьяна, спасибо за очень интересный вопрос! Постараюсь узнать, в чем тут дело... А раньше действительно не замечала отсутствия креста - как-то не задумывалась об этом, хотя Ваше ощущение радости рассматривания кружавчиков-пуговичек-складочек мне прекрасно знакомо.
Удивительно, Таня, как Вы точно меня поняли. Спасибо, Вам. Этот вопрос я задавала религиозным людям и священнослужителям, и... была обвинена во грехе совопросничества. Но про нательный крест, его виды, формы я знаю. Про запрет ношения напоказ- тоже. А меня интересует чисто бытовые вопросы. Крестик носили, конечно, но где? Портрет - отражение быта, жизни. Религия в то время была частью жизни и декольте тоже. Как это сочеталось?
Ещё раз спасибо Вам.
Допустим, для писания портрета его снимали, а балы? Как поступали, если фасон выреза декольте или оформления горловины были таковы, что крестик "не вписывался"? И как его сочетали с драгоценностями? Куда клали, когда снимали, может быть, брали с собой в сумочке...
И как, интересно, современные православные женщины решают эти вопросы.
Собираю информацию на Ваш вопрос, Татьяна, пока ничего определенного о живописных канонах не нашла. Но, скажем, в рассказе Николая Морозова "Как Иван-дурак православную невесту искал", отсутствие тельника на портретах потенциальных невест смущает Ивана:
"Заплатил Иван деньги и начал смотреть портреты. И спрашивает он сваху: "Вот вы говорите, что девицы все православные, а что же некоторые из них креста нательного не имеют?" Смутилась сваха сначала, а потом и говорит: "Так не хорошо когда нательный крест виден – видать сняла его и в купальник спрятала ибо на пляже сея девица находится. А может быть просто Бог у нее в душе. Я почем знаю? Сказала она что православная – я, как христианка, на слово верю!""
А что касается запрета носить крест напоказ, то в течение нескольких столетий после Крещения Руси верующие носили кресты не на теле, а поверх одежды, как ясный для всех знак исповедания православной веры. Да и священнослужители носят кресты сверху.
И вот еще вопрос, почему изображения креста нет не только в произведениях светской, но и духовной (!) живописи? Вот, к примеру, фрагмент иконы Василия Блаженного:
Еще я давно недоумевала, откуда на православных храмах в основании Креста — полумесяц? И вот нашла ответ:
По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.
На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.
Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.
Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.
На портале Православие. Ru прочитала в статье кандидата искусствоведения Любови Буткевич следующее (курсив мой):
"Весьма многие существенные черты нашего менталитета так и остались незыблемыми. Даже после губительных для святоотеческих нравов петровских реформ русские дамы отличались от своих западноевропейских сестер большей стыдливостью.
В романе «Война и мир» Лев Толстой, писатель, которому дано было очень остро чувствовать тончайшие оттенки нравственного состояния общества, неоднократно называет следовавшую крайней французской моде начала XIX века петербургскую «львицу» Элен Безухову «голая Элен», тем самым подчеркивая несоответствие этой моды русскому менталитету. А о другой героине романа, образ которой противопоставлен Элен, Наташе Ростовой, собирающейся на свой первый в жизни бал, он пишет: «Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».
Весьма знаменателен такой факт: когда русские женщины надевали платья декольте, они, как правило, снимали нательные крестики. Если же этого не делали, то это воспринималось не как проявление большой набожности, а, напротив, глубокого духовного падения: крест из святыни превращался в красивую безделушку. Эта «мода» пришла из Франции.
Знаменитая французская кинозвезда Бриджит Бардо уже в наше время «освежила» моду своих развратных предшественниц, надев крест, с ее легкой руки ставший опять популярным «украшением» европейского женского костюма."
Вот еще нашла мысли на интересующую нас тему в интервью Ирины Яковлевны Качаловой (заведующей отделом музеи соборы московского Кремля) Ксении Лариной (журналистке «Эха Москвы»):
К. Ларина – Дальше поехали: то, что касается нательных крестов – вот насколько они вообще считаются… считались ли они украшениями?
И. Качалова – Нательный крест – это не украшение, никогда в жизни нательный крест… дама, которая отправлялась на бал прикрепляла крест, видимо, к корсажу, к платью изнутри…
К. Ларина – Т.е. его не было видно никогда…
И. Качалова – Т.е. крест никогда не носили открытым. Иногда кресты бывают в погребениях христианских, но далеко не всегда.
Вот, что я узнала на данный момент (курсив везде мой):
Православная Церковь считает, что христианин должен всегда носить на себе крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. Крест нельзя считать украшением даже в том случае, если он исполнен ювелиром из драгоценных материалов. В отличие от католиков, православные (и мужчины, и женщины) носят нательный крест только под рубашкой, скрытно. Нагрудный или наперсный крест могут носить только священнослужители.
В 19 веке "православие считалось простонародным. Многие светские люди даже не носили нательный крест. Но пока "умники и грамотеи" увлекались оккультными науками и спиритизмом, зачитывались немецкими философами и французскими романистами, простые люди проторили дорогу в монашеские скиты, к святым старцам, прозорливцам и кудесникам, способным вылечить безнадежно больного, а здоровому предсказать будущее и направить по верному пути. Исследователи отмечают, что у Пушкина, например, который как эхо откликался едва ли не на все современные ему явления, нет ни строчки, ни слова о знаменитом тогда уже старце Серафиме Саровском, ни о монахах другой прославленной обители - Оптиной Пустыни." (программа "Писатели и старцы" на радио "Свобода")
Снимали тельники гадающие и актерствующие:
"Участницы гаданий снимали с себя нательные кресты, все обереги, распускали волосы: все это должно было помочь общаться с духами умерших." ("Православное Рождество: история и традиции праздника" на РИА Новости)
"Маскарадные потехи, восходящие еще к языческим временам, были известны на Руси с глубокой древности. Праздники зимнего и летнего солнцестояния, Петров день, масленица и в начале XIX в. не обходились без ряженых. Одетые животными и птицами (медведями, козами, волками, журавлями), а также стариками и старухами, солдатами и цыганами, они ходили по деревенским улицам, появлялись на молодежных посиделках. Церковь терпела ряженье как дань старинному обычаю, но не одобряла, как и всякое лицедейство (даже в середине XIX в. актеры, выходя на сцену, снимали с себя нательные кресты, чтобы не осквернять их своим недостойным ремеслом). Рядилась только молодежь: людям почтенным и семейным это считалось не к лицу и зазорно." (Книга-энциклопедия "Балы и праздники в России")
По поводу того, снимали ли крест в бане, есть разногласия:
"... баня — место шутовское и нечистое, единственное место, где снимали нательные кресты. Это известно по этнографическим материалам; это хорошо видно при рассматривании изображающих баню лубочных картинок XVIII в." (А.М. Панченко "Русская культура в канун петровских реформ")
"Наши предки никогда не расставались с нательным крестом - у них имелись даже специальные банные нательные крестики, которые были сделаны из дерева. В парилке металл, нагретый паром, мог обжечь тело, поэтому металлические крестики перед парилкой снимали, но мысль остаться даже на такое короткое время совсем без креста просто не приходила нашим бабушкам и дедушкам в голову." ("Советы от Бориса")
"Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники).
Раньше в России крест, данный при крещении, хранили всю жизнь, и с ним человека клали в могилу. Так и говорили:"Прожить жизнь от креста до креста" - от крестильного до могильного. Нательный крест не должно снимать никогда.
- Даже в бане?
- Даже в бане. Между прочим, в старину в России были особые банные кресты. Они висели в предбаннике. Человек, входя, надевал деревянный крест и только тогда снимал металлический.
Таня!
Огромное спасибо за Ваш труд в поиске. Интересно, что считали православие простонародным. Об отношении к религии в 1840-50 гг. есть интересные факты в мемуарах Елизаветы Водовозовой «На заре жизни» . Для меня было открытием, что её отец был почти атеистом.
«Очень бы мне хотелось знать, почему папашечка никогда не ходил в церковь? Почему избегал куличей, окроплённых водою, освященною нашею православною церковью? Почему он учил нас всему, а только закону божьему обучала матушка? Почему, когда священники служили у нас молебен, он уходил из дому?»-пишет сестра Водовозовой Саша в дневнике. В воспоминаниях ещё есть несколько мест об этом.
Про актёрствующих тоже очень интересно, не знала об этом.
Ещё не по теме «Портрета…», но быть может, Вас заинтересует.
В Донском некрополе сохранились редчайшие масонские надгробия 19 века в виде узловатого дерева-креста, растущего из каменной Голгофы. Одно находится вблизи памятной стеллы при входе в некрополь, по правую руку. Всего их 2 или 3.
Ещё раз благодарю, Вас, Таня. Буду читать всё внимательнейшим образом.
Наталья, может быть Вы знаете, почему даже на иконах я не вижу изображения нательного креста. Если предположить, что его просто не видно под одеждами, то как объяснить отсутствие тельника у нагого Василия Блаженного?
Атеизм Льва Толстого был несколько другого характера, да и отлучение его было гораздо более поздним, чем время , описываемое Водовозовой в 1 томе воспоминаний. Ещё крепостное право, рабство.
Что-то не туда тема уходит, простите.
Ну блаженные никогда еще небыли хоть кем-то поняты. Они говорили и делали много такого, что не поддавалось никаким обьяснениям. И только спустя какое-то время становилось яным то или другое их действие, поступок, слова...
Но я обязательно постараюсь узнать у авторитетных (для меня) людей - почему?
Мне всегда говорили что крест можно снять с себя только вместе с головой.
Татьяна, меня очень заинтриговал Ваш вопрос, поэтому весь вечер вчера искала ответы на него. Рада, что найденная информация Вас заинтересовала!
Пока мой вывод таков: дамы из высшего общества, которым по средствам было заказать свой портрет, либо прикрепляли крестик без цепочки на внутреннюю сторону корсета, либо вообще снимали его, но не по живописному канону, а руководствуясь мыслью о том, что такая интимная вещь, как тельник, не должна быть запечатлена на парадном портрете. Возможен также вариант, что они вообще не носили крест, когда надевали бальные торжественные туалеты по французской моде (т.е. будучи недостаточно набожными).
Интересная вещь всё-таки сеть. Вот наткнулась случайно при поиске на свой вопрос на такую забавную штуку. Свой вопрос я задала ещё в трёх местах. Текст был точно такой же, я копировала. На этом форуме вопрос был задан первым. Ник мой Surikata, зверушка в аватаре. И вот натыкаюсь на СВОЙ же текст, без изменений некой Анжелы под ником angelbest в вопросах mail.ru. Караул, плагиат! Ну, смешно же, хоть бы текст изменили. Вот теперь страдаю от тщеславия – глупые мысли не крадут же? Почитайте ответы, но на мой взгляд ничего кроме поучений там нет.
http://otvet.mail.ru/question/5454242/