Задача непростая... но так необходимая! Уважаемые читатели нашего журнала, поделитесь своим опытом...
Как в современной Москве воспитать духовно здорового ребенка?
16.03.2007 18:03:29
|
|
|
|
20.03.2007 09:59:13
|
|
|
|
25.03.2007 16:11:43
Мне кажется, что все зависит не столько от Москвы, сколько от атмосферы в нашем доме, кто чем живет - так и будет воспитываться ребенок. Понятное дело, что сейчас - в век интернета и мобильной телефонии понятие "духовности" не то, что даже 10-15 лет назад.
|
|
|
|
25.03.2007 21:51:59
Знаменитый русский философ И.А. Ильин в 1934 году писал: «Образование не должно отделяться от духовного воспитания…. Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо для России, И обратно…, все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами». Эти слова актуальны и сегодня.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершенно справедливо отметил: "Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо усвоить душой высокие и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству, нестяжания, самоотречения и подвижничества. Без нравственных духовных начал возродить великую Россию невозможно". Об этом же и слова министра образования В.М. Филиппова: "Совместные усилия школы и Церкви - этих двух самых главных, укрепляющих друг друга столпов духовной жизни в нашем Отечестве, - обеспечат подъем образованности и духовности общества на ту высоту, которая отвечает запросам личности, потребностям будущего страны, идеалам и ценностям человечества!" В этих высказываниях первостепенной является мысль о том, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - один из главных вопросов настоящего времени. Одной из приоритетных целей гуманистически ориентированной системы образования является воспитание духовности ребенка, что предполагает выявление сущности данного феномена в плоскости различных подходов. Среди них можно выделить следующие: ценностно - смысловой (П.С. Абрамова, Г.А. Аванесова, Л.П. Буев, Е.И. Исаев, Г.О. Лекторский, Б.Т. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, В.Ю. Троицкий, В.Г. Федотов, Ш.Ш. Хайруллин, В.Н. Шердаков, Н.Е. Щуркова), потребностно - информационный (О.П. Вяземский, П.И. Ершов, Д.М. Кузин, П.В. Симонов), гносеологический (М.С. Ката», В.А. Кутырев), социально - исторический (В.А. Бачинин, Г.Э. Бурбулис, В.Е. Кемеров, В.А. Шабанов), комплексный (В.А. Барулин, А.Д. Косичев, Н.Д. Никандров, Г.В. Платонов), деятельностный (В.И. Мурашов, М.С. Каган, И.В. Силуянова). Представители ценностно - смыслового подхода связывают возникновение духовности, прежде всего, с включенностью человека в мир культуры, освоением сферы «надындивидуальных ценностей», нравственным совершенствованием. Выделяя культурно - антропологический аспект проблемы, философы Л.П. Буяева, В.Н. Шердаков полагают, что духовность связана с проблемой обретения человеком смысла своей жизни. Стержневыми характеристиками высшего уровня освоения мира человеком является Вера, Надежда, Любовь и мудрость жизни София. В.А Лекторский и ГА. Аванесова отмечают, что духовность открывается в человеке через внутреннюю работу над собой, культивирование чувства любви и нравственного отношения к окружающему миру и близким, а также через религиозный опыт. Основываясь на преобладающем для человека способе отношения к другому, Б.С. Братусь выделяет следующие уровни в структуре личности: эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный (гуманистический) и духовный (эсхатологический). Именно последняя ступень характеризуется субъективными отношениями человека с Богом, где личность осознает себя и другого не только конечным и смертным, но и сакральным, божественным существом. Несколько иная точка зрения в понимании сути духовного у представителей потребностно - информационного подхода П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский убеждены, что поскольку первопричиной и движущими силами человеческого поведения являются потребности, то «духовность» и «душевность» связаны с индивидуальной выраженностью в структуре личности двух фундаментальных оснований - идеальной потребности познания» социальной потребности жить для других. Духовность определяется преимущественно первой из них, а душевность - второй. Гносеологический подход к определению сущности духа обосновывает М.С. Каган. Основываясь на выявленной им четырехсторонней структуре человеческой деятельности, он выделяет четыре аспекта проявления духовности; в процессе познания реальности, ее преобразования, ценностного осмысления и общения людей я их совместных действиях. Решающим условием для превращения интеллекта в дух, по ого мнению, является «двунаправленность» человеческого мышления - не только во вне, на окружающий мир, но и во внутрь, на самого себя. Представители социально - исторической точки зрения - Г.Э. Бурбулис и В.Е. Кемеров полагают, что духовность - это особая концентрация интеллектуальных сил человека, вырабатываемая в процессе социального бытия, способность людей сознательным образом относиться к общественно - историческому процессу, и участвовать» его творческом преобразовании и развитии. Интерес представляет и характеристика духовности В.С. Барулиным в плоскости комплексного или онтологического подхода. Духовность определяется им как основополагающее качество человека разумного, принципиально отличающее его от мира животных. В понятие духовности автор включает все содержание интеллектуально - мыслительной, чувственно - эмоциональной и волевой деятельности (и способностей) человека, весь сложный комплекс его психики, нравственно - эстетических и религиозных помыслов, переживаний, науку и искусство. Представитель деятельностного подхода И.В. Силуянова, рассматривая духовность как способ жизнедеятельности и, подчеркивая значимость ценностей и идеалов, полагает её суть в самоорганизации и управлении личности. С этой точки зрения, духовным является человек волевой, способный владеть своими побуждениями, желаниями, стремлениями. Несмотря на многочисленность подходов к определению понятия духовности, считаем возможным, предложить для осмысления наше понимание данного термина. Духовность есть интегративное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, миру, Богу. Она связана с интеллектуально - мыслительной, чувственно - эмоциональной и волевой сторонами личности и формируется в процессе внутренней работы человека над собой. Исследование проблемы воспитания духовности личности требует обоснования критериев, на основе которых может осуществляться данный процесс. Один из важнейших критериев воспитания духовности личности заключается в постановке и поиске личностью ответов на смысложизненные вопросы, что реализуется путем познания себя, других людей, мира. При этом субъективное, индивидуальное осознание смысла Жизни не может быть дано в готовом виде, но открывается через напряженную душевную работу и духовную деятельность, направленную на другого человека, Бога. Основной движущей силой в поведении людей является стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Человек духовен в той степени, в какой он задумывается над смысложизненными вопросами, и стремится получить на них ответ. Человеческая жизнь характеризуется как путь созидания смысла. Смысл жизни нельзя изобрести, его невозможно дать человеку, а надо каждый раз найти, воплощая в нем свою сущность. Данный поиск отражает динамику духовного развития человека и обуславливает факт конечности существования. Смертность открывает нам ценность временя жизни. Утверждая осмысленность, не напрасность жизни мы духовно преодолеваем смерть. Таким образом, духовность и есть потребность постижения смысла и назначения своей жизни. Предполагается наличие и других критериев воспитания духовности студента, затрагивающих в частности эмоционально-мотивационную плоскость человеческого бытия. Пробуждение духовности как личностного качества выражается в усиления чувства наполненности душевного мира человека. Показательно, что многие исследователи, пытаясь найти некие общие критерии духовности личности, приходят к выводу, что именно сопереживание, сочувствие, эмпатия, содержательно входящие в сферу человеческой душевности, и являются такими основами. Сила, образующая духовность, задает главную цель развития человека и проявляется, прежде всего, в эмпатии - чувстве духовного родства со всем живым во Вселенной (В.Н. Колесников). Эмпатия расширяет границы человеческого «Я» и тем самым увеличивает индивидуальное психологическое пространство человека. Она - ценнейшее орудие познания человеческой индивидуальности, специфическая система отражения партнеров по взаимодействию, а не только способность соучастия и сопереживания. Человек, развивающийся духовно, стремится понять причины и следствия, управляющие другими людьми. Без этого невозможно воспитывать его духовность, создавать условия для самореализации, побуждать к хорошим поступкам» Выделяют несколько каналов эмпатии - рациональный, эмоциональный и интуитивный (В.В. Бойко). Основываясь на определении душевности как интереса к потребностям других и умении принять их как личностно значимые, формулируем еще один критерий воспитания духовности личности. Им является душевность как содержательная составляющая духовности, основывающаяся на эмпатии - способности к сочувствию, сопереживанию, сорадованию другому человеку. Процесс воспитания духовности личности обретает большую полноту, если учитывается ещё один критерий, в основу которого положен принцип деятельной любви. Аргументируем высказанное утверждение. Духовный уровень личностного бытия более высок, чем нравственный, поскольку задается заповедью любви к людям и ко всему живому. Если основой нравственности является справедливость, то духовности - милосердная любовь. Высочайшим выражением духа человека является такое его состояние, когда своего ближнего любят не как себя, а больше, чем себя. Любовь - это деятельная доброта, переходящее из плана теоретического в актуализированный. Она проявляется в глубинном общении (Г.С. Батищев), в совместном творческом труде и взаимопомощи. Духовная деятельность, как правило, бескорыстна и вознаграждается чувством удовлетворения от выполненного долга, проявлением альтруистических, гуманных чувств, что способствует гармонизации отношений личности и окружающего ее мира. Так, с точки зрения психологов, наиболее благоприятные условия для личностного развития личности создают просоциальная и, более того, эсхатологическая ориентации (Б.С. Братусь). Именно в последней вектор духовного совершенствования личности задан абсолютным требованием любви к Богу. Согласно христианским догматам, человек реально совершенствуется в деятельной любви. Таким образом, содержанием данного критерия воспитания духовности личности являются поступки и дела человека, основанные на милосердной, деятельной любви к другим людям, Богу, проявляющиеся в форме жертвования своими личными интересами ради блага ближнего. Исходя из вышесказанного, духовность личности как интегративное качество критериально определяется через постановку и поиск ответов на смысложизненные вопросы, эмпатию как основу душевности и деятельности, основанную на милосердной любви к другому человеку. Наконец, обратимся к вопросу воспитуемости духовности личности ребенка. В современных научных исследованиях отчетливо прослеживаются две позиции: педагогически - пессимистическая и педагогически - оптимистическая. Сторонники первого подхода утверждают, что духовность не может быть сформирована «извне». Это специфическая особенность каждого. Человек индивидуален от рождения, оттого духовность в нем уже заложена изначально (от Бога или генетически). Поэтому процесс воспитания (или иначе - насилия) есть не что иное, как подавление личности. Представители другого, оптимистического, подхода, которых подавляющее большинство, справедливо считают, что воспитание духовности личности возможно. Логику данного процесса можно рассматривать в следующих аспектах: - через эмоционально - духовное осмысление окружающего мира формируются основные алгоритмы миропонимания; - вырабатываются душевные защитные механизмы, предохраняющие индивидуальность от деформаций и унижений; - через осмысление, рефлексию собственной души осуществляется приобщение к истинным духовным ценностям; - углубление и развитие собственных духовно - душевных состояний способствует самосозиданию. Предположим, что потенциал духовности заложен в каждом человеке от рождения, его надо только развить. В этом смысле духовность изначально дана всем, но по - разному. Учитывая генетические особенности психики, сознания, можно утверждать, что в каждом человеке могут развиваться в различной степени и предпосылки духовности, в том числе и в ходе специально организованного педагогического процесса, имеющего своей целью включение студента в широкий социо - культурный контекст освоения общечеловеческих ценностей. Таким образом, реализация концепция модернизации образования заключает в себе значительный духовно-нравственный смысл. Воспитание рассматривается в концепции "как первостепенный приоритет в образовании". Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности, правового самосознания и духовности. А.И. Щетинская, доктор педагогических наук, профессор |
|
|
|
30.03.2007 11:57:58
Мне нравится эта история:
Один умный профессор однажды в университете задал своим студентам такой вопрос: «Все, что существует, создано Богом?» Один студент смело ответил: «Да, создано Богом». «Бог создал все?» - спросил профессор. «Да, сэр», - ответил студент. Профессор спросил: «Если Бог создал все, значит Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит Бог есть зло». Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, что вера в Бога это миф. Еще один студент поднял руку и сказал: «Могу я задать вам вопрос, профессор?». «Конечно», - ответил профессор. Студент поднялся и спросил: «Профессор, холод существует?» «Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?» Студенты засмеялись над вопросом молодого человека. Молодой человек ответил: «На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фарегейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла». Студент продолжил: «Профессор, темнота существует?» Профессор ответил: «Конечно, существует». Студент ответил: «Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете какое количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует чтобы описать что происходит при отсутствии света». В конце концов молодой человек спросил профессора: «Сэр, зло существует?» На этот раз неуверенно, профессор ответил: «Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла». На это студент ответил: «Зла не существует, сэр, или по крайней мере его не существует для него самого. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод — слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света». Профессор сел. Имя молодого студента было — Альберт Эйнштейн. |
|
|
|
14.05.2007 22:22:30
Подростки, увлекающиеся просмотром телевизора, рискуют остаться без высшего образования и потерять память
Телевидение - главная причина плохих отметок в школе и академической неуспеваемости в институте. 20-летнее исследование, вовлекшее 700 семей в Нью-Йорке /США/ показало, что дети, которые смотрят телевизор больше, чем три часа в день, рискуют в два раза больше не продолжить своё образование дальше уровня средней школы. В середине 1980-ых профессор Джеффри Джонсон из Психиатрического института США и его коллеги начали брать интервью у 14-летних подростков от 678 семей, анализируя наличие или, наоборот, отсутствие привычки часто смотреть телевизор и проводя различные психологические тестирования на определение уровня умственного развития. Исследователи продолжали собирать информацию и тогда, когда юным участникам исполнилось 16, 22 и 33 года. В 14 лет большинство детей смотрело телевизор между одним и тремя часами каждый день, в то время как 13% - больше, чем четыре часа и 10% - меньше, чем один час. Их привычки оставались почти идентичными с возрастом. Научная группа Джонсона нашла, что 30% студентов, которые в 14 лет смотрели телевизор больше чем три часа, имели проблемы концентрации внимания и некоторые нарушения умственного развития в последующих годах. В сравнении, только 15% из тех, кто смотрел телевизионные программы меньше, чем один час в том же возрасте, показали те же самые дефициты внимания позже. Почти одна треть из тех, кто подростком увлекался телевидением, отставала или была не в состоянии получить высшее образование к 22 годам. Три или более часов перед телевизором в юности привели к 82-процентному риску не получить высшее образование, иметь трудности с вниманием и памятью и отставать в развитии по сравнению с подростками, которые практически не смотрели телевизор. Джонсон объясняет, что дети и подростки часто привыкают к пассивным развлечениям, что в юном возрасте может существенно повлиять на мозговую активность и процессы памяти. Он отмечает, что в настоящее время ещё большую опасность для нормального развития детей составляет интернет. |
|
|
|
31.05.2007 13:05:34
Почему в жизни преуспевают троечники?
«Самый эффективный способ ослабить волю ребенка — это вызвать в нем чувство вины... Либеральные и «прогрессивные» системы воспитания не сумели изменить эту ситуацию в такой мере, как принято думать... Поскольку социальный и родительский авторитет стремятся подавить его волю, спонтанность и независимость, то ребенок, чтобы спастись от этого подавления, борется с авторитетом... Он борется не только за свою свободу от подавления, но также за свободу быть самим собой, а не автоматом. Для некоторых детей эта борьба за свободу более успешна, чем для других, но лишь немногие добиваются полного успеха». Эрих Фромм Уважаемые читатели! Если бы это были частные случаи, то я бы об этом не писал. Но это не частные случаи, а тенденция. Характерная тенденция! Почему в жизни преуспевают троечники? Давайте, уважаемые читатели, не будем увиливать и прятать глаза от, может быть, кому-то неприятного, оскорбляющего самолюбие, но совершенно очевидного факта, что в делах, да и вообще в жизни, преуспевают как раз те люди, которые не преуспевали в школе и в вузе. Повторяю! В социальной жизни преуспевают «ТРОЕЧНИКИ». Ну, в крайнем случае, — «четвёрочники», и очень редко — «отличники». Но где же тогда «преуспевают» «отличники»? А «отличники» преуспевают в искусстве наниматься на штатную работу. К кому? Правильно! К бывшим «троечникам», которые почему-то намного легче создают свой бизнес, находят своё дело, улаживают свои личные проблемы и вообще более адаптивны в жизни. И уж тут, на наёмной работе, «отличникам» нет равных! Послушные, дисциплинированные, легко подчиняемые, скромные в притязаниях, предпочитающие «синицу в руках, нежели журавля в небе», осторожные, опасающиеся совершить любую ошибку, боящиеся наказаний, готовые работать на зарплату и стабильность... В общем, идеальные наёмные работники. Идеальные исполнители! Идеальные инструменты для исполнения чужих решений. Ох, уж сколько мне писем приходило и приходит от людей, мечтающих создать собственное дело, но не решающих что-либо начать из-за страха, что «ничего не получится». Ну что же я могу им всем ответить? Да кто Вы такие, друзья мои, чтобы у Вас всё с первого раза получалось? Вы Боги, что ли, какие-то?! Нет, Вы не Боги, поэтому ничего у Вас с первого раза не получится. Это я Вам обещаю совершенно точно. Как пить дать! И ни у кого с первого раза не получается. Опуститесь на землю! Ни у кого никогда сначала ничего не получатся. Точка. Кроме Бога, разумеется. Хотя, может быть, и он малость помучался, пытаясь сотворить за несколько дней мир и себе подобного. Но почему же? Отчего «троечники» преуспевают? Тут есть несколько взаимосвязанных факторов. Во-первых, «троечники» в школе или в вузе никогда не делают то, что им не интересно, как бы при этом педагог не разглагольствовал о том, насколько это важно и нужно делать. Как к этому относиться? Я думаю, молодцы! Никогда никакой предмет ни выучить, ни понять невозможно, если он тебе не интересен по сути. А всё подряд интересным быть не может! ВСЁ ПОДРЯД, ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛАХ И ВУЗАХ, ИНТЕРЕСНЫМ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Я знаю только одного человека, которому было не то, чтобы всё, но многое интересно, и пошло ему впрок. Это Михаил Ломоносов. Однако не думаю, дорогие друзья, что многие из нас претендует на лавры сего выдающегося научного и культурного деятеля России. А посему — питать глубокий интерес ко всему, и во всём достигнуть образовательных высот, просто невозможно. Ну, нельзя быть многоруким Шивой, так как становится непонятным, чем вообще заниматься? В дальнейшем, после школы и вуза, «отличник» не знает, что ему в жизни делать. Ко мне приходит множество писем от людей, которым «интересно всё, да ничего конкретно»... Не могут эти люди осознать, в чём же они уникальны и чем же им вообще в жизни заниматься. Остаётся заниматься только тем, что другие скажут — наёмной работой! «Отличники», которые получают пятёрки по всем предметам, фактически занимаются... Чем? Правильно! Насилием над собой... Ради чего? Правильно! Ради похвалы родителей и учителей... Почему в жизни преуспевают троечники? Вот уже тут, в школе, и начинает формироваться «психология наёмного работника». В поведенческой психологии известен простой эксперимент. Три группы щенков «воспитывали» в разных стилях. К щенкам из первой группы относились жёстко и грубо. К щенкам из второй группы относились мягко и ласково. А к щенкам из третей группы относились по-разному — то так, то эдак. Как Вы думаете, щенки из какой группы больше всего привязались к своим воспитателям и стали зависимыми от них? Как бы Вы ни думали, эксперимент показал, что больше всего стали зависимыми от воспитателей щенки из третей группы. Политика кнута и пряника, однако! Именно на ней и построено традиционное образование. Такое обучение «гладит по головке» за правильные ответы и наказывает за неправильные, делая при этом учащегося всё более и более перед ошибками и трудными ситуациями, а главное — зависимым от воспитателей. Такой учащийся ориентирован на то, чтобы быть всегда правым, всегда получать «пятёрку», в то время как «творчество», «вариативность», «оригинальность» мышления автоматически подавляются самой системой образования. Ну, скажите, какой педагог будут возиться с особенным учеником, тем более бесплатно? Он лучше будет «троечникам» «мозги промывать»! Ведь на этом принципе и строится традиционная система образования — уравниловка! А знаете, ещё почему «нестандартность» подавляется? Потому что «оригинальность» НЕВОЗМОЖНО ОЦЕНИТЬ. Не верите? Ну, тогда попробуйте сравнить творчество Александра Пушкина и, например, Сергея Есенина. Поставьте им оценки за их творческий труд. Ну как, сравнили? Кому «пять»? Кому «четыре»? Или обоим «пять»? А Вы случаем не находите, что это совершенно глупое и пустое занятие — оценивать и сравнивать поэтов? Они просто разные! И сравнить содержание их творчества просто невозможно, потому что нет и не может быть никаких критериев для такой оценки. Традиционное образование — это насилие над личностью. Я повторю: традиционное образование — это насилие над личностью. И тут ничего не поделать — оно так устроено. Даже если какой-то отдельный педагог пытается что-то изменить своими усилиями, это ничего не меняет по сути вещей. Просто система так построена — она ориентируют учащихся на оценку, на аттестат, на диплом... И всё тут! Хоть волком вой, по-другому система работать не может. От отдельных педагогов не зависит ничего. Но если бы традиционная система образования ориентировала учащегося на что-то другое, на какой-то «нормальный», «человеческий» результат — размер личного дохода, творческий продукт, определённый навык и т. п., то она бы просто развалилась в своём традиционном виде. За ненадобностью и неэффективностью бы развалилась. Почему в жизни преуспевают троечники? Просто пришлось бы коренным образом менять мотивацию педагогов. Например, пусть педагог экономического вуза получает комиссию от личного дохода ученика, который у него обучается, в течение какого-то количества лет. Вот тогда и посмотрим, на что наши педагоги способны! Кстати, я недавно узнал, что в Италии педагоги по вокалу берут себе учеников на похожих условиях. Педагог Вас обучает и обязуется организовать Вам участие в нескольких концертах высокого уровня. За это он получает процент от Ваших будущих контрактов в течение определённого количества лет. Видите, как всё просто и справедливо? «Троечники» в традиционной системе образования, как минимум, всячески стараются избежать морального насилия над собой, этого автоматического принуждения к знанию, этого непрерывного впихивания знаний, поделённых на порции в виде обязательных уроков, лекций, семестров и т. п. Они пытаются всеми силами «выскочить» из системы кнута и пряника, быть все её, не жить по её правилам... Этим они спасают свои волевой потенциал и психологическую самостоятельность, которая позволяет им в дальнейшем преуспевать в жизни и в делах. А «отличники» учатся на «отлично», но полностью теряют способность к деловой самостоятельности. Теперь им постоянно нужен «воспитатель». Без него она уже не могут. «Вот такая вот, понимаешь, загогулина!» Решетников Ф.П. "Опять двойка" |
|
|
|
08.08.2007 21:27:13
|
|
|
|
16.08.2007 12:19:44
Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) |
|
|
|
19.08.2007 17:31:53
Уважаемые родители!
Хочу поделиться с вами следующим опытом и мыслью. Иногда так получается, что ваш ребенок гораздо более готов к приходу в храм, чем вы, не препятствуйте ему в этом, а только помогите ему, благо как говорил Господь через чрева свои воспитуйтеся! |
|
|
|
16.04.2011 18:16:25
А мне кажется, что ребенку главное привить чувство любви, чтобы он понимал и чувствовал свою ответственность за близких ему людей, но это возможно сделать не упреками, нотациями, амбициями, сравнениями, ответственностью, а действительно привить чувство любви ко всему сущему, любовь к небу, любовь к природе, деревьям, морю, горам, любовь к другим людям, таким же как и он сам, любовь к животным: кошечкам, собачкам, птичкам, рыбкам; любовь ко всей планете и умение прощать.
|
|
|
|
11.03.2013 10:37:40
на мой взгляд,нужно поездить по стране,и в рамках экскурсий обязательно посетить церкви,монастыри.Вот даже до Владимира доехать-уже неплохо,а сколько там святынь-не сосчитать!мы вот ездили с супругом и сыном на отдых в загородный клуб во Владимирской области-Велес.Отдохнули в тиши,а на обратном пути заехали в Боголюбово,сам Владимир,поглядели на Дмитриевский собор.Красота неописуемая.Ребенок был в восторге!Иными словами,нужно начинать с такого,внешнего знакомства.А дальше-уже пусть сам изучает детали,нюансы..
|
|
|
|
06.09.2015 16:54:10
Наверное самый простой и в то же время самый сложный способ - это стать ему примером.
|
|
|
|
06.12.2015 16:35:47
|
|||
|
|
24.03.2016 19:37:09
На самом деле все уже было придумано, ходите в церковь по воскресеньям, водите туда детей.
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)