Чашка как сад - Электронный журнал «Женщина Москва»
Электронный журнал
Наша миссия — вернуть чувство Дома
Все вещи в этом мире делятся на две неравные части. Первая и меньшая - вещи, к которым у меня есть чувство, я называю их теплые. Они дают повод надеяться, что на самом деле жизнь - радость!.. Вторая - безмерная, как зимой снег под ногами, всё чужие, холодные вещи. Оказывается, жизнь - это поиски того, что имеет ко мне отношение, что находит отклик в моей душе! Любимые, друзья, привычки, вкусы, вещи... Теперь я внимательно собираю вокруг себя теплых людей и теплые вещи. И, может быть, однажды я проснусь не просто в квартире, а в Своем Доме... Один из источников счастья – свой Дом, созданное в соответствии с личными представлениями о красоте и стиле жизненное пространство. Жить в уютном Доме, где отдыхаешь душой, надо не "завтра", а уже сейчас. Понимая это, мы и создали раздел "Идеи для Дома. Дизайн интерьера".
В процессе создания чашечка проходит не один этап. Сначала для нее вручную готовится фарфоровая масса, возникает ее форма. Следует обжиг. Затем, она красится первый раз, когда закладывается вся ее природа, но конечный вид можно только предполагать. После второго обжига наступает особенно трепетный момент - краткосрочное окунание в специальный раствор жидкой глазури, в результате чего проявляется как фотография тончайший рисунок кракле, затемненные и светлые, будущие матовые и глянцевые участки. Снова обжиг на более высокую температуру где краски диффузируют друг с другом намертво сплавляясь с фарфоровым черепком.
Даже опытный мастер может лишь предполагать, ожидая когда чашка появится из последнего обжига - какой она будет. Соучастники ее изготовления - огонь, глина, минералы зародившиеся в недрах земли.
Явившееся миру существо - чашечка, предмет особого отношения. Ее касаются руками, губами, она сохраняет тепло. Разный цвет и запах чая преображает ее каждый по своему. Наплывы глазури, запутанные линии кракелюр, напоминают сад, в который можно заглянуть, пройти по
маленькой дорожке, может быть между цветущими деревьями или в темноте, или зимой, когда ветви в снегу. Этот удивительный сад умещается на ладони.
Отношение к чашке ( к предмету из которого пьешь) как к чему-то особенному, имеющему свой индивидуальный облик , сложилось еще в детстве.
Тогда у каждого члена семьи была своя чашка, и эти чашки, как тогда мне казалось, являлись неотъемлемой частью их обладателя. Кроме того, что они, в моих глазах , отражали часть характера своего владельца, мне нравилось подмечать в них и их собственные индивидуальные ,образные черты. Так у чашек появлялись имена, придумывались истории, связанные с ними . Помимо этого у нас в доме были и ничейные чашки для гостей, или подаренные чашки, которые бережно хранились и доставались только по особым случаям. Попить из такой чашки, вместо привычной своей - становилось целым событием, под который тут же придумывалась новая история.
Вот чашка – носик нежного голубого цвета. Она похожа на болезненного юношу благородных кровей. Из нее иногда пьет моя старшая сестра. Мне же эта чашка кажется слишком нежной и немного печальной.
А вот его брат - темно-синяя чашка-носик с крохотным горным пейзажем, нарисованным легким золотым контуром. У этой чашки противоположный характер. Это - норовистый конь. Это – бархатные перчатки. Это - звездное небо. Попить из такого носика –как будто сделать глоток чего-то озорного, легкого.
Вот – бабушкин, кем-то подаренный, бокал. На нем тихонько покачиваются крупные цветы. Райские, с золотцем. Это бокал похож на сказочный сад, из тех, где обитают Жар-Птицы. Кажется, что пить из него надо во сне, а для реальной жизни он слишком изящный, хрупкий.
Даже самые невзрачные и ничем не примечательные на первый взгляд чашечки, которыми пользовались от случая к случаю, в наших глазах обрастали ассоциациями и являлись обладателями своего неповторимого характера: быстрые чашечки ( из которых пьют наспех), белые -кефирные ( казалось, им нравится, когда в них наливают кефир), маленькие смешные чашечки - на один глоточек , чашечка с трещиной, но крепенькая, удалая- как Бибигон с сабелькой…
И теперь, спустя годы, отношение к чашке, как к предмету-личности осталось неизменным. Теперь мы делаем чашки сами – и это удивительный процесс.
Тем более, что это всегда процесс соавторства - ведь нельзя до конца предвидеть результат обжига и поведение глазури. Мне очень нравится японская традиционная керамика. Такой подход и уважительное отношение к природе материала, его естественным свойствам - близок, но у меня никогда не было цели делать именно традиционные чашки для чайной церемонии. Для меня чашка - предмет интернациональный, но всегда обладающий внутренним теплом, добрым посланием. Их приятно дарить друзьям и тем, кто дорог.
Чашка, сделанная вручную, обладает особым свойством организовывать пространство вокруг себя, будто заражая его своим настроением, теплом. Так какая-нибудь кривенькая толстостенная африканистая чаша иногда согревает даже без чая уже тем, что просто держишь ее в руках. Своей приятной тяжестью, внутренней наполненностью передает ощущение спокойствия, простоты. А тоненькая пиала со снежными , дымчатыми потеками глазури может напомнить о неуловимых запахах весны, и детский смех, и то, как трясогузка бежит по дорожке. Этих самых разнообразных оттенков – множество. И в этом – удивительная особенность именно чашечки сделанной вручную.