|
15.03.2007 21:10:14 |
Екатерина Язиджян |
На вопросы, что я делаю, над чем работаю, я шутливо отвечала — делаю заказ с неба. Эта работа не была для меня чем-то совершенно новым, так как на деле я долгие годы изучала иконы, любовалась храмами, церковным убранством.
У меня накопилось много материалов, подходящих для работы, — это были подаренные мне в разное время иголки с золотыми ушками из Италии, нити шёлковые, которые каким-то чудом сохранились от неизвестной мне балерины и были переданы близкими людьми искусствоведу Лене Лисенковой с просьбой отдать тому, кто вышивает. Этим нитям столько же лет, сколько и мне. Напёрстки разных размеров, пяльцы и много цветных нитей.
Так и создалось моё направление в текстиле – «нитопись», название которому предложил мой друг Григорий Калинин. Мало-помалу копился опыт, работы увеличивались, стала разнообразной тематика. Но в основном я делала миниатюры серии «По Золотому кольцу». Они улетали в далёкие края, в основном почему-то в Италию. На родине их почти не осталось.
И вот лето 2002-го. Незнакомый голос по телефону интересуется моими трудовыми творческими буднями. Голос знакомый и незнакомый, оказавшийся голосом судьбы, принадлежал Рузанне Абаковой. Мне предлагается принять участие в выставке-конкурсе «Образ Георгия Победоносца». Сама тема меня вдохновила, но уверенности, что осилю, не было никакой. Были серьёзные сомнения: писать духовную тематику, да ещё соревноваться с профессионалами, не имея иконописной школы за плечами, нелегко... Размышления заводили меня в тупик. Но доводы «за» были очень убедительными, да и тема — моя! Попробую.
Пошли дни, заполненные работой. Теряя ощущение времени, я неделями не давала себе отдыха. Спешила впитать в себя весь дневной свет, подбирая белые нити различных оттенков. В самой работе использовано около 150 различных белых волокон, бесконечно изменчивых по структуре, цвету и форме. Этот творческий процесс до сих пор живёт в памяти. Сколько раз приходилось переделывать начатое, возвращаться к уже сделанному, внося, казалось бы, незаметные поправки, снова и снова уточнять найденное решение.
Как же удалось мне за столь короткий срок выполнить работу? Дело в том, что многие задачи, которые ставила работа по воплощению образа Георгия Победоносца, были решены мною раньше в других работах. Это «Таинство Слова и Образа», «Фреска», «Диалог», которые были представлены на выставке «Дизайн–2000», где я стала лауреатом за лучшую работу года в номинации «Нитопись». Две работы я передала в дар Союзу дизайнеров для дальнейших экспозиций. Кроме того, за моими плечами было 15 лет непрерывной работы в этом направлении. Есть авторское свидетельство. Запатентовано и само слово «Нитопись» и мой товарный знак.
Что удивляло меня? Даже во сне я видела фрагменты своей работы, причём именно те, которые впоследствии вызывали осложнения. Однажды я увидела, что конь, вставший на дыбы, никак не соприкасается с чудовищем. Так и случилось по ходу работы. Мне раз пять пришлось переделывать этот фрагмент: то горки иконописные не читались, то фигура коня сливалась с фоном... И не было предела радости, когда после очередного провала всего за 4 часа я добилась, наконец, успеха. Произошло что-то неуловимое, рука сама делала стежки и нельзя было сказать, почему так, а не иначе. Возможно, это и называется вдохновением? Когда я заполнила данный участок работы и внимательно взглянула в целом, то увидела, что работа завершена! Случилось какое-то чудесное превращение, земля и небо слились воедино так гармонично и легко, что даже поверить было трудно. К сказанному можно добавить ещё много слов правды. Голова Георгия Победоносца — это копия образа моего приятеля Андрея. Такая же улыбка, такой же взгляд и такие же губы. Ему 35 лет и он коренной москвич.
В эти сложные напряжённые дни у меня даже не было времени на отдых, а уж о еде и говорить не приходилось. Но и тут был какой-то «промысел» — меня навещали иногда друзья, несколько раз мне привозили продукты, хотя я вовсе не просила и не ждала. Благодарна им за всё, что происходило в моей жизни. Никто не был безучастен, хотя мало людей знали конкретно, что я делаю.
Интервью
Использовалась ли каноническая идея в момент обдумывания, каким образом изобразить техникой нитописи икону "Георгий Победоносец"?
- Без знания канона к этой работе вообще подойти было невозможно. Ведь КАНОН в широком смысле слова - это система точных правил. Были предписания в области изобразительного искусства, то есть регламентация. В искусстве прошлого - это закономерность в пропорциях человеческого тела, лица. Не должно было быть никаких отклонений от идеальных пропорций. Кроме того, древние иконы с изображением Георгия Победоносца, как правило, были написаны по церковным правилам, они изначально прорисовывались. Прорись была неизменна, цветность - тоже. Эти же основы я использовала в своей работе, изменив только цветовую гамму и еще один нюанс.
У чудовища на канонических иконах в момент уничтожения из глаза изливается слеза. Эта слеза, скользящая у глаза, усиливает победу над Злом. Но как художнику и человеку нового тысячелетия мне казалось, что Зло уничтожить можно, только лишив чудище СОЗЕРЦАТЬ этот мир, обезоружив Зло во имя торжества ДОБРА.
Сколько оттенков белого цвета вы использовали в этой работе?
- Задумка была именно в том, чтобы сделать работу торжественно-белой. Сто пятьдесят оттенков четко фиксирует глаз при внимательном рассмотрении "Георгия Победоносца". Дело в том, что волокон белого цвета у меня изначально было очень много. Во время работы обнаружилась некая особенность волокна - оно предоставляло широкий спектр оттенков от теплого до холодного.
Мы видим сейчас несколько вариантов "Георгия Победоносца" - с разным освещением, в ракурсах разных, с полутонами. Наверное, были сложности при фотосъемке этой работы?
- Да, это правда. Наряду с добрыми словами о моей работе, я слышала и претензии со стороны фотографов: "Очень сложно фотографировать вашу работу, потому что в ней существует особое глубокое пространство, оно меняется постоянно, и при съемке разные световые эффекты добавляют все новую и новую пластическую информацию". Именно это сковывало - профессионалы не понимали, с какой же точки отразить работу и где та самая главная позиция, с которой прочитывалась бы идея замысла.
..........
..........
|
|
|
13.09.2007 07:49:09 |
Алексей Евстратов |
RE: «Георгий Победоносец»: выставка одной картиныПривет
Вот смотрю и вспоминаю работы мастериц шелковой кисти (нити) И поражался, сколько же терпения, самоотдачи и мастерства требуется этим творцам. На мой взгляд, сложнейшая техника, которая доступна немногим избранным.
А вот, многие иллюстрации, которое сопровождают ваш текст, производят совершенно удручающее впечатление. Для такого уровня работ, как "Георгий Победоносец" нужно было нанять профессионального фотографа, сделать качественные фоты и выкладывать, большой размер в полстраницы.
Желаю вам больших успехов и творческих побед.
С уважением Алексей Евстратов
|
|
|
|
07.04.2009 13:55:30 |
валентина Толстых
|
RE: «Георгий Победоносец»: выставка одной картиныОчень красиво, просто великолепно!И я согласно с предыдущим коментарием- хочется всё по-подробнее рассмотреть.
|
|
|
|