Почему часовню и небольшой музыкальный ансамбль называют капеллой - Электронный журнал «Женщина Москва»
Электронный журнал
Наша миссия — вернуть чувство Дома
Уважаемые читатели! Приглашаем Вас стать соавторами нашего журнала и завести блог. Каждый человек узнает за свою жизнь что-то особенное, бесценное. Но об этом его так и не спрашивают… А для нас это очень важно! Подробности жизни, нюансы отношений, случайные разговоры, то, что вас удивило, заинтересовало, о чем вы задумались… Наши блоги дадут Вам возможность поделиться этим с внимательной заинтересованной аудиторией. И Ваши наблюдения, открытия не пропадут!
/.../ самый замечательный пример праведного епископа, способствовавшего распространению монашеского идеала, явил собой Мартин Турский. "Жизнеописание святого Мартина", написанное Сульпицием Севером, веками оставалось одной из самых популярных книг в Западной Европе и во многом способствовало формированию основ западного монашества.
Мартин родился примерно в 335 году в Паннонии на территории современной Венгрии. Его отец был язычником и служил в армии, поэтому свои ранние годы Мартин провел в самых разных уголках империи, хотя как будто бы по большей части он жил в Павии на севере Италии. Уже в очень молодом возрасте он против воли родителей решил стать христианином и записался катехуменом; чтобы отвратить сына от христиан, отец зачислил его в армию. Это были годы, когда Юлиан, позднее ставший известным как Отступник, вел свои первые военные кампании. Под его началом Мартин служил несколько лет. К этому времени относится эпизод, который с тех пор связывают с именем Мартина.
Когда Мартин с друзьями входили в город Амьен, у них попросил милостыню дрожащий от холода полуголый нищий. Денег у Мартина не было, но он снял плащ, разорвал его и половину отдал нищему. Рассказывали, что позднее во сне Мартин увидел Иисуса, укрывающегося половиной солдатского плаща, Который сказал ему: "Так как ты сделал это одному из сих братьев Моих меньших, то сделал Мне". Эта история получила такую известность, что Мартина обычно изображают передающим плащ нищему.
Эль Греко. Святой Мартин делится плащом с нищим
Отсюда происходит слово "капелла" - в одной маленькой церкви несколько веков лежал кусок материи, считавшийся частью плаща Мартина. По этому куску плаща - capella - небольшую церковь стали называть "капеллой", а ее служителей - "капелланами".
Как пишет Сульпиций Север, вскоре после этого эпизода в Амьене Мартин принял крещение, а два года спустя ему удалось уйти с военной службы. Затем он посетил
ученого праведника Илария, епископа Пиктавы (ныне Пуатье), ставшего его близким другом. Разного рода дела и заботы побуждали его переезжать из одного уголка
империи в другой, пока в конце концов он не обосновался в предместье города Тура неподалеку от Пуатье. Там он посвятил себя монашеской жизни, и молва о его святости
распространилась по окрестностям. Говорят, что Бог совершил через него великие дела, но сам он всегда считал себя не более чем учеником в христианской жизни.
Когда освободилось место епископа Тура, простой народ хотел видеть на этом месте Мартина. Но некоторые епископы, присутствовавшие на выборах, воспротивились
этому под тем предлогом, что Мартин ходил обычно грязным, одетым в тряпье, нечесаным и что его избрание нанесло бы урон епископскому престижу. К согласию все
еще не пришли, когда подоспело время чтения Библии, но куда-то запропастился человек, выполнявший эту обязанность. Тогда один из присутствовавших взял книгу,
открыл ее наугад и начал читать: "Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя" (Пс. 8:3).
рага и мстителя" (Пс. 8:3). Народ воспринял это как прямое послание с неба. Неопрятный, оборванный Мартин, к которому епископы относились с презрением, был избран Богом, дабы сделать безмолвными епископов. Без дальнейших проволочек Мартина избрали епископом Тура.
Но новый епископ не хотел отказываться от монашеских привычек. Рядом с собором он построил небольшую келью, где проводил свободное время как монах. Когда его
известность так возросла, что он не мог больше жить спокойно в своей келье, он вернулся на окраину города и исполнял пастырские обязанности, поселившись там.
После смерти Мартина многие пришли к убеждению, что он был святым. Его слава и вся его жизнь заставляли думать, что именно таким и должен быть настоящий епископ.
Хусто Л. Гонсалес "История Христианства" (Том 1 "От основания Церкви до эпохи Реформации")
***
Капелла (от позднелат. capella, cappella уменьшительное от позднелат. сарра (capa) капа, вид облачения католических священников, первоначально — плащ-накидка) — у католиков:
1) домашняя церковь в замках и дворцах для частных богослужений, или отдельная молельня какого-либо знатного семейства;
2) отдельное помещение с саркофагом (гробницей, реликварием) в интерьере больших храмов.
Впервые слово «капелла» употребляется в 679 году по отношению к парижской молельне меровингских королей, в которой хранилась священная реликвия католиков — плащ (cappa) св. Мартина Турского. Придворные церкви в европейской традиции принято называть капеллами палатинскими.
На русский язык часто переводится словом «часовня», хотя это несколько некорректно, потому что в православной часовне отсутствует алтарь и она не предназначена для совершения литургии, в то время как капелла, как правило — это полноценная церковь с алтарём.
Также капеллой называется помещение в боковых нефах храма или апсиде (венец капелл). Последние предназначались для хранения святых мощей и реликвий.
Капелла (позднелат. capella, итал. cappella) — небольшой музыкальный ансамбль, первоначально только вокальный, ныне — также инструментальный.
В эпоху средневековья — профессиональный хор певчих, получивший своё название по помещению, в котором располагался: в католической и англиканской архитектуре капеллой называлось небольшое сооружение (часовня) или отдельное помещение в храме, в боковом нефе. Первые известные свидетельства специфически музыкального употребления слова capella относятся к 1336 году, когда словосочетание magister capellae (руководитель капеллы, капельмейстер) употреблено по отношению к капелле Бенедикта XII в Авиньоне.
С развитием инструментальной музыки в эпоху Возрождения и в эпоху барокко капеллы превратились в смешанные ансамбли (певцов и инструменталистов) при церквах и дворах — королевских, княжеских и т.д.
В дальнейшем капеллами назывались и многие оркестры — придворные, театральные, городские. Некоторые инструментальные коллективы и по сей день носят название «капелла» (например, Дрезденская государственная капелла) как дань исторической памяти; в сущности же являются обычными симфоническими оркестрами[1].
Крупнейшей русской (хоровой) капеллой была Придворная певческая капелла (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга).
Капеллами называются также оркестры особого состава: военная капелла, джазовая капелла.
Поскольку капеллы изначально были исключительно хоровыми, пением a capella и в настоящее время именуется пение без инструментального сопровождения.
Исторически сложившаяся традиция православного пения a capella и преимущественно хоровой характер русского музыкального фольклора обусловили исключительное значение хоровой музыки в русской культуре (Знаменный распев, Строчное пение, Партесное пение, Кант, Концерт). К высшим художественным достижениям доклассического периода относятся хоровые концерты, авторами которых являлись Бортнянский Д., Березовский М., Дегтярёв С., Ведель А..